Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Набор детей в группы спортивного ориентирования (рекомендации для педагогов дополнительного образования детей) часть 1

Добавил:  В. Прохоров (11 Октября 2011)

Фото_Болотов_С.jpeg

 НАБОР ДЕТЕЙ В ГРУППЫ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ (рекомендации для педагогов дополнительного образования)

С.Б. Болотов  Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий МО РБ

Детская спортивная деятельность должна быть организована знающими педагогику и психологию руководителями, которые разбираются в межличностных отношениях внутри детского коллектива, понимают способности и потребности детей различных возрастов.

Необходимо, чтобы первый опыт по ориентированию юных, начинающих был радостным и успешным, и чтобы школьный учитель, педагог дополнительного образования, работали по одной развивающей программе тренировок по ориентированию.

Согласованное обучение в раннем возрасте – залог приобретения детьми навыков и способностей, которые помогут им с уверенностью принять вызов леса.

Нужно помнить, что дети начинают заниматься спортом по разным причинам. Если их ожидания оправдываются и ориентирование развивает их способности, как приятный вид деятельности, то они остаются в спорте.

Поэтому важно, чтобы все специалисты, связанные с организацией, планированием и тренировкой в ориентировании, рассматривали свою работу с точки зрения удовлетворения потребностей и ожидания в спорте самих детей, а не сужали для них ориентирование до строгих рамок правил взрослых соревнований.

Одним из важных моментов является последовательность в обучении. Обучение должно согласовываться с общим развитием ребенка и степенью его физической зрелости. Каждая ступень обучения должна быть платформой следующей.

Вот несколько советов для более успешного набора в группу детей школьного возраста.    

1. Набор лучше всего проводить поздней весной, так как не очень сильно влияют погодные условия и можно проводить свои занятия прямо в лесу или в парке. Затем летом можно побывать с ребятами в походе, спортивном лагере. Это необходимо для сплочения группы, знакомства с детьми.

2. Лучше всего набирать в группу детей одного возраста или смежных возрастов (предпочтительно 5 - 6 классы).   

3. Нужно, чтобы в группе были и мальчики и девочки.

4. Для первого знакомства с ориентированием лучше всего провести беседу с просмотром слайдов, фотографий, видеофильмов.   

5. После нескольких занятий с детьми нужно обязательно провести родительское собрание (можно приурочить его к собранию родителей класса в общеобразовательной школе). В дальнейшем родители, заинтересованные в том, чтобы их дети занимались, могут оказать вам существенную помощь.   

6. С самого начала нужно приучить детей к определенному порядку. Для этого каждое занятие, независимо от этапа, должно строиться следующим образом:

- приветствие;

- отметка присутствующих в журнале;

- постановка задачи занятия;

- объяснение методов, которыми задача будет решаться;

- врабатывание (разминка);

- основная часть занятия;

- заключительная часть (заминка);

- итоги занятия, информация о следующей тренировке.    

7. Нужно как можно больше занятий проводить игровым методом - больше всего дети любят играть!    

8. Не старайтесь сразу же "загрузить" детей понятиями ориентирования. Лучше всего начать с общефизической подготовки, занятия посвятить развитию ловкости, прыгучести и гибкости; в каждой тренировке должны быть подвижные игры. Занятия на местности лучше всего проводить сначала в виде небольших походов, ненавязчиво предлагая детям иногда заглядывать в карту.    

9. Главная задача первого года обучения - приучить детей к регулярным тренировочным занятиям и дисциплине.

Посещение занятий должно стать потребностью и приносить удовлетворение!

Самое первое, с чего должен начать педагог дополнительного образования-  познакомить детей с ориентированием. Лучше всего провести классный час на тему «Знакомство с ориентированием» (или другим названием на эту тему).

Можно провести его отдельно в каждом из выбранных классов, но лучше всего – сразу во всей параллели или двух смежных. Как правило, занятия в нашей системе планируются на базе общеобразовательной школы. Поэтому сначала необходимо встретиться с директором или заместителем директора по воспитательной работе, чтобы:

Поставить их в известность о ваших намерениях и выслушать их пожелания и предложения по этому поводу.

Договориться о месте проведения занятий по теоретической подготовке и согласовать расписание работы спортивного зала, где вы будете проводить игровые тренировки или заниматься при неблагоприятных погодных условиях.

Заручиться поддержкой и помощью в организационных моментах.

К первой встрече нужно отнестись очень серьезно. Это визитная карточка, и от нее будут зависеть в дальнейшем взаимоотношения с детьми и администрацией.

Можно   посоветовать   придерживаться   следующего   плана   работы   при  подготовке к выступлению.

     1. Прежде всего, нужно еще раз перечитать основные пункты Правил. Вы сами должны четко знать основные определения, которые позволят детям однозначно понять, о чем идет речь.

Все, что нужно и можно показать, иллюстрируя рассказ, вы должны принести с собой. Лучше всего грамотно и красочно оформить зал (или классную комнату) заранее.

      2. Обязательно кратко коснуться истории ориентирования.

      3. Рассказать о традициях в ориентировании вашей области, крае, республике.

      4. Рассказать об организации (клуб, центр туризма и т.п.), которую вы представляете, и о ее месте в развитии ориентирования района, города, области или республики.

      5. Основное выступление на 15-20 минут можно завершить показом хорошо и грамотно смонтированного фильма об ориентировании (5-7 минут). Если он не озвучен, желательно, чтобы вы сами комментировали его.

      6. Завершить встречу нужно информацией о месте и времени следующего занятия. Не забудьте о спортивной форме. Важно с самого начала приучить детей приходить на занятия в таком виде, чтобы им было удобно выполнять все ваши задания.

В качестве примера такого классного часа – знакомства можно привести выступление перед учащимися 5-6 классов лицея № 5 г. Уфы.

«Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги!

         Меня зовут Сергей Борисович, я мастер спорта, тренер по спортивному ориентированию.

         Сегодня я пришёл к вам рассказать, что такое  ориентирование и надеюсь, что вы заинтересуетесь этим увлекательным видом спорта.

         Начнем с определения. Кто может сказать, что означают слова «ориентирование или ориентироваться»? «Ориентирование – это передвижение в пространстве с помощью карты и компаса».

С давних времен картой и компасом пользовались мореплаватели, путешественники и военные. И неслучайно поэтому первые соревнования по ориентированию проходили среди военных в странах Скандинавии и, в первую очередь, на лыжах. А официальный год рождения ориентирования – 1897.

У нас в СССР первые соревнования были проведены в 1939 году, но они были далеки от современных. И поэтому официальным годом рождения ориентирования в СССР считается 1963 год, когда под г. Ужгородом (Украина) были проведены первые Всесоюзные соревнования. И только в 1985 году СССР был принят в Международную Федерацию Ориентирования (ИОФ) и начал выступать в Чемпионатах Мира. Вот каков возраст этого вида спорта.        

Мы дали определение «ориентированию», а что же такое «спортивное ориентирование»? Это вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности за кратчайшее время. Разберем каждое понятие в определении.

«Вид спорта» говорит о том, что ориентирование попадает под определение спортивного принципа «быстрее, выше, сильнее», разве что можно добавить еще и «умнее».

«Спортивная карта» - крупномасштабная специальная схема местности, на которой действует особая система точности; все объекты на ней изображаются в соответствии с международной системой условных знаков. (Показать топографическую и спортивную карты, таблицу условных знаков для спортивной карты, объяснить различие). До восьмидесятых годов спортивные карты были черно-белые, отпечатанные фото-способом, затем усовершенствовались и стали цветными. (Показать оба варианта).

«Компас» - это прибор для определения магнитного азимута. Он необходим ориентировщику, так как он постоянно, двигаясь по дистанции, должен знать, в каком направлении движется. (Показать спортивный компас).

«Контрольные пункты (КП)» - это знаки в виде трехгранной призмы со стороной 30 х 30 см. Каждая грань разделена диагональю из левого нижнего угла в правый верхний. Верхнее поле белое, нижнее - оранжевое или красное. Каждому КП дается обозначение в виде числа, которое наносится на планку устройства для отметки или на белое поле призмы. (Показать призму оранжевого или красного цвета, планку и призму с номером).

«Устройство для отметки» - стандартный компостер, которым делается отметка в карточке участника. (Показать компостер и карточку).

А вот так выглядит контрольный пункт на местности. (Показать КП в сборе, на фотографии).

Дистанция на спортивной карте выглядит следующим образом. (Раздать карты с дистанциями).

Теперь, когда вы познакомились с основными понятиями, расскажу вам, как различаются соревнования в ориентировании по способу передвижения:

- бегом;

- на лыжах;

- на велосипедах;

- иные способы (в частности: на автомобилях, инвалидных колясках).

Также соревнования различаются по видам ориентирования:

- ориентирование в заданном направлении;

- ориентирование по выбору;

- ориентирование на маркированной трассе;

- ориентирование по тропам (для инвалидов).

Спортивное ориентирование в нашей Республике имеет хорошие традиции.

Всего занимающихся около 3 тысяч человек, особенно развито ориентирование в гг. Октябрьский (ДЮСШ-3), Стерлитамак, Нефтекамск, Бирск, Уфа (СДЮШОР-7, РЦДЮТиЭ, ГЦДЮТиЭ, НГТУ, УГАТУ, БГУ). Начало развиваться ориентирование и в районах: Архангельском, Белебеевском, Бураевском, Ишимбайском, Стерлитамакском.

На сегодняшний день у нас 2 мастера спорта международного класса, около 50 мастеров спорта СССР и России; 5 членов национальной сборной; большое количество чемпионов, победителей и призеров Всероссийских соревнований от 12 до 60 лет; сборная команда учащихся нашей Республики неоднократно становилась победителем и призером Первенства России среди учащихся.

Республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий, в котором я работаю, проводит большую работу по развитию ориентирования среди учащихся всего Башкортостана: организует и проводит республиканские соревнования, работает со сборной командой и готовит высококлассных спортсменов.

Так, например, Еличев Вадим, наш воспитанник – КМС, член сборной команды России, серебряный призер Первенства Европы среди юношей 2001 года в Чехии, участник Кубка Мира среди юниоров 2001 года во Франции, Первенства Европы среди юношей 2002 года в Польше, серебряный и бронзовый призер Первенства Европы среди юниоров в Германии 2003 г.        

Подробнее об ориентировании, его истории, выдающихся спортсменах вы сможете узнать, если будете посещать занятия.

Они будут проходить 3 раза в неделю в вашем лицее. Кроме теоретических занятий по основам тренировки, медицинскому контролю, технике ориентирования, мы будем бегать летом и ходить на лыжах зимой, заниматься общефизической подготовкой, учиться самостоятельно передвигаться на местности. Побываем в разных лесопарках нашего города, в других районах и городах Республики.

Те же, кто серьезно увлечется этим интереснейшим видом спорта, смогут побывать и за пределами Башкортостана. Многим, наверное, понравится, что летом на соревнованиях мы живем в палатках, готовим пищу на костре, купаемся - круглые сутки находимся под открытым небом. Это помогает закалить организм и укрепить здоровье.

Отличительной особенностью наших занятий является то, что они почти всегда проходят на улице: и зимой, и летом. Поэтому, кроме спортивной формы для занятий в спортзале, у вас должна быть форма для занятий на улице по сезону.

Сейчас нужно иметь х/б водолазку, нетолстый шерстяной свитер с воротником, закрывающим горло, утепленные спортивные брюки, легкую куртку, в которой вы свободно двигаетесь, кроссовки на толстой подошве, легкую спортивную шапочку и перчатки, шерстяные носки.

На занятиях вам понадобятся: любая тетрадь или блокнот, простые, цветные карандаши или тонкие фломастеры, шариковая ручка, новый полиэтиленовый мешочек.

Это все, что я хотел вам рассказать. Можете задавать вопросы».

Продолжение следует

Полностью статью можно посмотреть на сайте Республиканского детского оздоровительно-образовательного центра туризма, краеведения и экскурсий МО РБ  



Комментарии