Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Набор детей в группы спортивного ориентирования (рекомендации для педагогов дополнительного образования детей) часть 2

Добавил:  В. Прохоров (16 Октября 2011)


НАБОР ДЕТЕЙ В ГРУППЫ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ (рекомендации для педагогов дополнительного образования)

С.Б. Болотов   Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий МО РБ

Итак, сегодня у вас первое практическое занятие с новичками.

К вам придут дети, возможно разного возраста, разного уровня физического и умственного развития, разного темперамента, наконец -  просто мальчики и девочки.

Прежде всего вы должны помнить, что с сегодняшнего дня Выпедагог, независимо от образования. Вы отвечаете не только за физическую, техническую и тактическую подготовку будущих ориентировщиков, но и за их нравственное поведение, их взаимоотношения между собой и с вами, за их отношение к миру.

Нужно в каждом ребёнке видеть способности и помогать ему развивать их. Верить, что все дети стремятся быть лучшими, только не знают и не умеют как, и задача педагога – научить их этому.

Вы должны чётко знать, что дети учатся жить у жизни, поэтому :

Если      ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если      ребёнок живёт во вражде, то он учится агрессивности.

Если      ребёнок растёт в упрёках, он учится не принимать других.

Если      ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если      ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если      ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если      ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

Если      ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в себя.

Если      ребёнок живёт в понимании и дружбе, он учится находить любовь в этом мире.

Понимание скрытых мотивов детского поведения, позволяет сформировать важнейшие педагогические правила, которым должен следовать каждый, кто занимается с детьми:

Правило первое:

Принимать ребенка таким, каков он есть. Не бороться с его природой, не переделывать, а развивать то, что уже есть и выращивать то, чего пока нет.

Не раздражаться на неказистого с виду воспитанника, на ошибки в поведении, которые могут повторяться. Ребенок имеет право на них! Его путь – путь неизбежных ошибок и проб. Надо уметь терпеть и ждать. «Терпение – истинное мужество педагога» - говорили древние.

Педагог должен быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит интересен. Если ребенок «сер» и «невыразителен», значит его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребенок. Здесь вина воспитателей.

Правило второе:

Относиться к воспитаннику так, как будто он уже стал таким, каким педагог хотел бы его видеть.

Если педагог хочет, чтобы ребенок был добр, честен, великодушен, трудолюбив, ответственен, нужно вести себя с ним так, как будто он уже обладает всеми этими качествами.

Воспитатель должен владеть правилами «педагогического парадокса». Если воспитанник драчун, то ему нужно повторять: «Все знают, что ты у нас самый великодушный и справедливый, что ты защитник всех слабых. Я поручаю тебе защищать…».

Неспособному к учению, надо изо всех сил внушать веру в его умственные способности, и делать это предельно искренне.

Правило третье:

Ребенок верит не всему сказанному педагогом, у него есть и собственное мнение.

Педагогическая задача – организовать деятельность так, чтобы дать воспитаннику почувствовать себя любимым, настойчивым, умным и благородным. Дать ему испытать удовольствие от себя благородного, от благодарности окружающих. Эгоистичное, черствое сердце потому и черствое, что не знает такой радости.

Воспитание есть изменение отношений к товарищам, к миру, прежде всего к себе!

Работая в детском коллективе, нужно соблюдать еще ряд правил.

Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.

Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.

Не держаться изолированно от детей.

Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения.

Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег.

Не быть безразличным к недисциплинированности детей.

Не заниматься своими личными делами в рабочее время.

Не слушать только себя.

Не позволять равнодушного отношения к детям.

Не потакать ленивым.

Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы.

Не вести беседы на запрещённые темы в присутствии детей.

Не срывать своё плохое настроение на детях.

Не унижать детей и не смеяться над ними.

Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же.

Нельзя быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.

Нельзя появляться перед детьми «не чищеным, не глаженым».

Чтобы добиться успеха в своей деятельности педагог должен стать для детей -  старшим товарищем - человеком, умеющим чувствовать настроение, разумно реагировать на шалости и непослушание, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию.

Для этого нужно знать некоторые закономерности в особенности поведения детей разного возраста. Возьмём для примера средний возраст (9-11 лет), с которым обычно начинают работать педагоги в ориентировании, и рассмотрим решение возникающих педагогических ситуаций:

Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливостиПоловое созреваниеВнимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей
Курение, азартные игры, пробы спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики и украшенийВнешнее проявление взрослостиПроводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показам соответствующих кино-фото материалов. Приучать к выполнению разумного режима дня
Замкнутость, одиночествоОбострённое переживание своих недостатковСтремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения
Непослушание, действие «наперекор», постоянные спорыСтремление к самостоятельностиВникать в интересы детей, сотрудничать с ними
Появление тайн (укромные уголки леса, места рыбалки и т.п.), озорство, шалостиНеуёмная фантазияЗнать секреты детей, совместно сохранять их и разумно использовать.
Организовывать интересные мероприятия с элементами романтики

Особое внимание нужно уделить здоровью детей.

Ни для кого не секрет, что многие педагоги и тренеры не всегда знают о хронических заболеваниях и других отклонениях в здоровье своих воспитанников.Между тем, есть чёткие медицинские противопоказания для занятий спортом и рекомендации, при каких заболеваниях и в какой период их течения следует придерживаться тех или иных нагрузок.

Чтобы не оказаться в рискованной ситуации, педагог должен ознакомиться с медицинским заключением школьного врача или участкового педиатра, и только после этого планировать предстоящие физические нагрузки.

Кроме того, если есть возможность, нужно поставить занимающихся спортом детей на учёт во врачебно-физкультурное учреждение и внимательно следить за осуществлением медицинского контроля. Это позволит не только сохранить здоровье ребёнка, но и повышать его спортивные результаты.

Полностью статью можно посмотреть на сайте Республиканского детского оздоровительно-образовательного центра туризма, краеведения и экскурсий МО РБ


Комментарии