Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Чем и как необходимо заниматься на учебно-тренировочных сборах

Добавил:  В.Прохоров (22 Октября 2011)


 Костылев.jpg 

В. В. Костылев   Мастер спорта, известный тренер, автор замечательных статей и книг. Подготовил и тренировал многих известных спортсменов: В.Козлова, М.Сибилеву, С.Рахимову, самую именитую российскую ориентировщицу - Т.Рябкину (Переляеву)


ЧЕМ И КАК НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРАХ

система действий


Техника

1.   Чтение карты.
2    Чтение местности.
3.   Мысленный перевод участка местности в картографический образ и обратно.
4.   Работа с компасом:
4.1 Взятие азимута;
4.2 Выдерживание азимута;
4.3 Контроль направления неазимутального движения.
5.   Отметка на КП.

Тактика

6 Тактическое чтение карты.
7. Выбор варианта.
7.1 Уход с КП.
8. Выбор выхода.
9. Выбор варианта на предыдущем перегоне.

Стратегия

10. Определение тактики для дан¬ной местности (для каждой ландшафтной зоны).
11. Определение тактики для конкретной карты (качество рисовки, вычерчивания, типографского отпечатка).

На УТС проводится несколько типов тренировочных занятий, каждое из которых направлено на тренировку одной или нескольких позиций из приведенной выше «Системы действий».

Очередность занятий с № 1 по №6 соответствует весеннему УТС (первый в сезоне серьезный многодневный сбор на местности с картой).
Остальные занятия (№№ 7—14) не имеют в своем применении строгой очередности и используются в порядке, определяемом замыслами тренера и обстоятельствами.

Занятие № 1 (1, 2, 3
)¹

Простая нитка с возрастающей сложностью:

1-я треть — крупные (заметные) ориентиры (дороги, края, лощины, выступы) с забеганиями на средние формы и поворотами на них.
2-я треть — крупные ориентиры с частыми их чередованиями и сменой направления, а также длинные отрезки по цепочке средних ориентиров.
Последняя треть — в основном средние ориентиры с забеганиями на мелкие формы и поворотами на них.

Занятие № 2 (1, 2, 3, 4.3, 5, 6, 7, 8; главный пункт, на который направлена тренировка - 4.3)

Дистанция заданного направления с обязательным наличием простых вариантов прохождения, бег по линейным ориентирам:

Ставится задача выбирать именно такие варианты. При этом нужно обязательно контролировать направление линейного ориентира, сопоставляя направлениес линией перегона или магнитным меридианом.

Занятие № 3  (1-9; главный в этой тренировке пункт - 8 )

Характер дистанции заданного направления — относительно несложные перегоны со сложными входами:

Район бега насыщен мелкими ориентирами. Во время пробегания перегона отрабатывается выход. В некоторых местах можно ставить рядом по несколько КП как с номерами, так и без оных.

Занятие № 4 (комбинированная)

1-я треть или даже короче (1-12): 3-4 перегона средней сложности с прохождением на соревновательной скорости без дополнительных условий.
2-я и последняя трети- чередование двух работ (скорость примерно 80 % от соревновательной):
       1) (1, 2, 3, 4.1, 4.2, 8, 9; главные -4.1, 4.2, 9) - азимутальный длинный ход на не очень насыщенном участке, ИЛИ (1, 2, 3, 4.3, 5, 6, 7, 8, 9; главные - 4.3 и 9 -относительно   простой перегон по линейным ориентирам. При этом — работа как в № 2. Дополнительно на перегоне определяется простой участок, где происходит разбор следующего поворотного перегона.
       2) (1-8; главный -7.1) - короткий сложный перегон по насыщенному участку с обязательным отслеживанием максимального количества мелких ориентиров. Начало точного перегона, то есть уход с предыдущего КП, выполняется с особой тщательностью.

Занятие № 5  (1, 2, 3, 4.1, 4.2; главные - 4.1, 4.2)

Планируется дистанция для азимутальной работы:

1-я треть — средней сложности с простыми азимутами на соревновательной скорости.
2-я треть — средней сложности азимуты с обязательным отслеживанием контрольных точек. Скорость умышленно или естественно (в зависимости от «физических» задач) понижается.
Последняя треть — короткие азимуты на сильно насыщенных участках (умышленно понижать скорость не следует).
2-я и последняя трети могут взаимно перемешиваться в зависимости от степени сложности участков.

Занятие № 6  (1-9; главные 6, 7, 7.1, 9,1)

Первая задача тренировки — выбор пути. Перегоны планируются так, чтобы прямой вариант в начале (то есть при уходе с КП был явно невыгоден При этом район КП (особенно участок ухода) желательно выбирать сильно насыщенным различными ориентирами.

Вторая задача — четкий уход с КП в направлении, соответствующем выбранному пути. Уход с КП должен планироваться до взятия его. Соответственно, весь путь (вместе с уходом) должен выбираться на предыдущем перегоне.

Контроль ухода:
— на разборе со слов спортсмена;
— на разборе со слов других участников;
— тренер стоит в районе КП;
— на основных направлениях ухода в 10—30 м от КП ставятся от 2 до 5 дополнительных призм (количество определяется конкретной ситуацией). Отметка на одной из них определяет направление ухода с КП.

Занятие № 7 (1. 6, 7, 8)

Во время легкоатлетического кросса читается произвольная карта (индивидуально или совместно) и выполняются различные задачи:

- выбор пути;
- отслеживание в карте «пробегаемых» ориентиров;
- определение различных перепадов высот.

Местность желательно усложнять как от одной тренировки к другой, так и в ходе каждой отдельной тренировки. Последовательность:

- шоссе, грунтовая дорога;
- лесная, полевая дорожная сеть;
- поляны, белый лес;
- зеленка, болота, рельеф.

Занятие № 8 (1-9)

В конце длительного тяжелого кросса проводится короткая техническая работа с картой на реальной местности.

Занятие № 9 (1-5, ...)

Бег по небольшому (200-500 м) кругу с набором различных сложностей - препятствий (зеленка, болото, склон и др.) с отметкой компостером в нескольких точках и с выполнением различных технико - тактических заданий с посторонней картой. Старт возможен как общий, так и раздельный. Количество кругов зависит от необходимой суммарной нагрузки. Итог работы определяется беговым временем плюс штраф за ошибки при работе с картой.

Занятие № 10 (1-9)
Круги из задания N 9 можно чередовать с реальной работой на местности, спланированной по форме «звездочки». Сложность местности и замысел тренера будут определять характер этой работы.

Занятие № 11 (10, 11)

Задания по стратегическим действиям легко планировать на местности, где имеется несколько ландшафтных зон.

Занятие № 12 (10, 11)

По возможности, на одной тренировке желательно использовать несколько различных карт разного масштаба, времени издания, качества. Тренировка развивает способность адаптироваться к различному картографическому материалу.

Занятие № 13 (10,11)

Задания № 11 и 12 обязательно разбирать вечером как индивидуально, так и коллективно.

Занятие № 14  (1-11)

Контрольные старты на различных этапах УТС  будут показывать эффективность проделанной работы по тренировке тактических и тех¬нических умений спортсменов.

¹ В тренировках решаются задачи, соответствующие позициям №№ 1, 2, 3 из «Системы действий».

              Журнал " О-вестник "  №2 1994                                                                               Вячеслав Костылев
   


Комментарии