Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Основы построения тренировочного процесса в подготовительном периоде

Добавил:  В. Прохоров (9 Декабря 2011)

Близневская В.С._фото.jpg 

Бпизневская Валентина Степановна - заслуженный тренер России, доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта международного класса по спортивному ориентированию.

Входит в состав тренерской бригады сборной команды России по лыжному ориентированию. Под ее руководством подготовлены заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса, мастера спорта России.Ею опубликовано 2 монографии и 3 учебно-методических пособия. Они посвящены подготовке и анализу учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности в лыжном ориентировании.

 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

( из монографии "Тренировка лыжников - ориентировщиков летом" )

Рассмотрев все направления и стороны подготовки спортсменов в лыжном ориентировании, а также пути их совершенствования, можно предложить конкретные рекомендации по проведению подготовительного периода подготовки в лыжном ориентировании.

Одним из основных положений организации эффективного тренировочного процесса лыжников - ориентировщиков летом является преимущественно комплексный характер тренировочных нагрузок, заключающийся в наложении специфичных для лыжного ориентирования технических заданий на двигательную нагрузку.

Ведущим двигательным средством тренировки в этот период должны быть лыжероллеры, где необходимо отрабатывать технику конькового и «маятникового» ходов в соотношении, соответствующем их использованию на дистанциях лыжного ориентирования, примерно 40-60 %.

Для контроля напряженности развивающих двигательных нагрузок нужно комплексно использовать показатели частоты сердечных сокращений с данными артериального давления, продолжительности тренировки - с данными экспресс - ЭКГ.

Так как в тренировочном процессе лыжников - ориентировщиков необходимо использовать большой перечень разных тренировочных занятий, разделим их условно на три класса:

физические, включающие лишь двигательную нагрузку (бег, ходьба, лыжероллеры, шаговая или прыжковая имитация, многоскоки, силовые упражнения);

комплексные, сочетающие любую из перечисленных выше двигательных нагрузок с техническими заданиями по ориентированию, а также тренировочные дистанции или старты по спортивному ориентированию бегом;

технические, состоящие из технических заданий без специальной двигательной нагрузки. Сюда входят технические тренировки в классе, работа на модельном полигоне «эллипсы», выполнение технических заданий при равномерном перебегании от карты к карте или движение по открытой площадке (20 – 50 м).

По напряженности физические и комплексные тренировки должны быть восстановительными, поддерживающими, развивающими и контрольными.

Контрольные нагрузки подразумевают соревновательную скорость и выполняются во время контрольных тренировок на лыжероллерах, бегом или на контрольных стартах по ориентированию (здесь соревновательная скорость зависит от индивидуального уровня скорости решения задач ориентирования).После финиша обязательным является снятие ЭКГ для определения степени реализации функционального потенциала спортсмена.

Развивающие нагрузки по напряженности выполняются до состояния острого утомления с контролем ЭКГ в любом двигательном средстве.Выход на рабочую скорость контролируется по систолическому давлению. Это могут быть как двигательные, так и комплексные тренировки.

Поддерживающие и восстановительные тренировки проводятся только в комплексной форме с максимальной технической нагрузкой по ориентированию в любом двигательном средстве. Диапазоны скорости таких тренировок контролируются систолическим давлением и частотой сердечных сокращений.

Продолжительность поддерживающей нагрузки 75-80 % от средней продолжительности развивающей, а восстановительной - 40-50 % от продолжительности развивающей. Продолжительность технических тренировок в классе 40-50 мин., работа на «эллипсах» или открытой площадке 20-30 мин.

Контроль за техникой движений осуществляется постоянно на двигательных и комплексных лыжероллерных тренировках, проводимых в развивающем режиме (иногда в поддерживающем).Текущий контроль состояния спортсменов должен быть opганизован по возможности в форме ежедневного снятия ЭКГ в стоянии покоя утром перед зарядкой.

Исходя из этой классификации тренировок лыжников - ориентировщиков летом, градации их напряженности, диапазонов продолжительности, а также наложения на весь тренировочный процecc элементов оперативного и текущего контроля автор предлагает вариант рабочего плана тренировочного процесса в подготовительном периоде по месяцам.

Чтобы более компактно представить рабочий план, в табл. 1 приводится перечень всех рекомендуемых в нем тренировок согласно их классификации, каждому виду тренировки присвоен свой номер.

Таблица 1 « Условная классификация тренировочных средств лыжников - ориентировщиков в подготовительном периоде» в Word-формате.

Таблица 1

Условная классификация тренировочных средств лыжников - ориентировщиков в подготовительном периоде

Физические тренировки

1-Д

Лыжероллеры коньковым ходом - развивающая

2-Д

Лыжероллеры «маятниковым» ходом - развивающая

3-Д

Лыжероллеры силовая — развивающая

4-Д

Бег с прыжковой имитацией — развивающая

5-Д

Бег с прыжковой и шаговой имитацией - развивающая

6-Д

Контрольная лыжероллерная

7-Д

Контрольная беговая

8-Д

Игровая


Комплексные тренировки

1-К  Лыжероллеры коньковым ходом – развивающая

Тренировка проводится с планшетом, читать карту и выби­рать варианты движения без снижения скорости.Все вы­бранные варианты после окончания тренировки нанести на аналогичную карту, но без дистанции

2-К  Лыжероллеры «маятниковым» ходом – развивающая

 

 Чтение карты со сложным рельефом без снижения скоро­сти, к концу тренировки иметь полную картину рельефа всей карты, чтобы после окончания тренировки изобразить рельеф на бумаге

3-К  Лыжероллеры силовая – развивающая

 Просмотр всей площади карты для определения конфигу­рации и взаимного расположения полян, после окончания тренировки восстановление проработанного материала на бумаге

4-К  Контрольная лыжероллеры ориентирование

 Скоростное чтение карты с выбором вариантов движения и быстрой реализацией. При любых поворотах сразу ориен­тировать карту относительно местности. Отрабатывать тактику смешанного сличения карты с местностью

5-К  Лыжероллерное   ориентирование - поддерживающая

 Скоростное чтение карты с выбором вариантов движения и быстрой реализацией. Ориентировать карту относительно местности без компаса.Основной акцент делается на повышение объема запоминаемого материала.

6-К Лыжероллеры коньковым ходом – поддерживающая

 Выбор вариантов движения в следующем порядке:

просмотр рельефа между КП, чтобы оценить его и учесть
при выборе пути движения;

поперечный обзор карты между КП, чтобы не пропустить
более обходной, но выигрышный вариант;

сравнительная оценка разных вариантов с целью onpеделения наиболее короткого;

обзор градации лыжней с целью выявления более скоростного маршрута.

7-К Лыжероллеры «маятниковым» ходом – поддерживающая

Выбор вариантов движения, особый акцент внимании на всех трех компонентах, составляющих содержание карты-ситуации, рельефе и сети лыжных трасс.

Для этого нужно подбирать карты с насыщенной ситуацией и рельефом.

8-К  Прыжковая имитация    на одном  подъеме -   развивающая

 Внизу подъема необходимо запомнить в течение 3-5 сек.
отмеченную на карте ломаную линию лыжней из 5-9 отвилков или пересечений.

После преодоления подъема, наверху, среди похожих конфигураций ломаных линий лыжней определить истинную линию.

9-К Шаговая имитация на одном подъеме - поддерживающая

Внизу подъема необходимо запомнить фрагмент карты с
рельефом в течение 5-7 сек., а после преодоления подъема, нав
epxy , среди похожих фрагментов с аналогичными формами рельефа определить истинный фрагмент.

10-К  Контрольный велокросс с
ориентированием

 Скоростное чтение карты с выбором вариантов движении и быстрой реализацией. При любых поворотах сразу ориентировать карту относительно местности. Отрабатывать тактику смешанного сличения карты с местностью.

11-К  Велокросс с ориентированием - поддерживающая

 

Скоростное чтение карты с выбором вариантов движения и быстрой реализацией.

Ориентировать карту относительно местности без компаса. Основной акцент на повышение объема запоминаемого материала.

 

12-К  Многоскоки - развивающая

 

 В начале каждой серии прыжков необходимо запомнить в течение 3-5 сек. отмеченную на карте ломаную линию лыжней из 5-9 отвилков или пересечений.

После выполнения серии прыжков среди похожих конфигураций ломаных линий лыжней определить верную линию

 

13-К Многоскоки - поддерживающая

 

 Внизу подъема необходимо запомнить фрагмент карты с рельефом в течение 5-7 с, а после преодоления подъема, наверху, среди похожих фрагментов с аналогичными формами рельефа определить истинный фрагмент.

 

14-К Ходьба в крутой подъем не менее 200 м — развивающая

 

 Внизу подъема необходимо запомнить фрагмент карты с рельефом в течение 5-7 с, а после преодоления  подъема, наверху, среди похожих фрагментов с аналогичными формами рельефа определить истинный фрагмент.

 

15-К Ходьба в крутой подъем не
менее 100 м - поддерживающая

 

Тренировку проводить с планшетом, акцент на чтение карт со сложным рельефом и развитие фотографической памяти.

 

16-К Соревнования по спортивному ориентированию бегом

 

 Основное внимание контролю направления при движении
прямыми вариантами. Читать карту для выбора вариантов и сличения ее с местностью без снижения скорости

 

17-К Тренировочный старт по ориентированию с планшетом и лыжными палками

 

Работа на опережение чтения карты - получив информацию после осмотра участка карты, двигаясь по дистанции, ждать подтверждения.

Для этого нужно запоминать как можно больше информации карты.

 

18-K Кросс по пересеченной местности с планшетом – поддерживающая

 Бег по нанесенной заранее на карту линии - «нитке». Работа на опережение чтения карты - получив информацию после осмотра участка карты, двигаясь по дистанции, ждать подтверждения

19-К Техническая  тренировка   в движении бегом на местности -  восстановительная

Прохождение по памяти максимального количеств КП, расположенных на местности по диаметру окружности относительно точки старта.

Воспроизведение по памяти пути движения на карте после прохождения маркированной дистанции или ее участков.

Оценка расстояний местности до разных в поле видимости ориентиров с последующей проверкой погрешности по карте.

20-К  Силовая   тренировка по круговой системе с техническими заданиями

 Запоминание отдельных участков карты, точек КП, выбор вариантов движения нанесенной на карте дистанции, запоминание отдельных перегонов.

Воспроизведение по памяти участков карты, нанесение выбранных вариантов на чистой карте без дистанции (без сети лыжней).

Сравнительная оценка расстояний разных вариантов.

Технические тренировки

1-Т Работа в классе по развитию памяти

Фиксирование взгляда на карте не более 3-5 с для запоминания участка карты, затем воспроизведение на слух.

Запоминание графических рисунков из ломаных и пересекающихся линий, когда на чистом листе бумаги беспорядочно проведены линии и нужно быстро запомнить их взаимное расположение, так как рисунок показывается на 3-5 сек.

 

 Упражнение со счетными палочками трех цветов, каждый из которых символично соответствует разной градации лыжней (быстрая, скоростная и медленная).

Ведущий берет произвольное их количество в руку, затем бросает на t стол таким образом, чтобы они хаотично рассыпались. После 3-5 сек. он прикрывает палочки листом бумаги.

Нужно определить количество палочек на столе, их взаимное росположение и сочетание цветов

2-Т Работа в классе
по по отработке контроля
направления

 Контроль производится поворотом столика планшета, на
котором закреплена карта местности, и сопоставлением с
показанием стрелки компаса через 3-4 поворота.

Отрыв взгляда от планшета обязателен после каждого поворота

3-Т  Работа в классе по выбору вариантов, развитию сравнительной и количественной оценки расстояний

 Выбор отдельного варианта производится как можно быстрее, а затем обязателен анализ с промером и подсчетом всех горизонталей местности по ходу выбранных вариантов.

Сравнительная оценка длины разных путей движения при  выборе вариантов по кратчайшему возможному пути.

Обязателен поперечный обзор при поиске возможных вариантов, чтобы сравнить несколько альтернативных вариантов.

Количественная оценка расстояний 20-300 м

4-Т Работа на «эллипсах»

 Прохождение дистанции с обязательным отрывом взгляда от планшета при поворотах и максимально возможным прохождением по памяти.

Ограничение числа обращений к карте за прохождение дистанции по «эллипсам».

Контрольное прохождение дистанции по «эллипсам» с подсчетом числа обращений и фиксацией времени прохождения

5-Т Работа на открытой площадке

 Выполнение упражнения «повороты» для отработки точного ориентирования карты с местностью без помощи компаса.

Очередной поворот столика планшета можно производить после нескольких шагов тыльной частью большого пальца при выносе кисти вперед, имитируя толчок; правой рукой при повороте столика против часовой стрелки, левой - при повороте по часовой стрелке.

Определять погрешность можно после одного, двух и т. д. поворотов, по мере повышения точности движения руки.

Упражнение выполняется с отрывом взгляда от карты после каждого поворота.

Отрыв взгляда от карты производится принудительно, по команде тренера или звуковому сигналу



Монография «Тренировка лыжников – ориентировщиков летом »,
В.С. Близневская, Красноярск: КГТУ, 2001, 169с.

Таблица 1 « Условная классификация тренировочных средств лыжников - ориентировщиков в подготовительном периоде» в Word-формате.

Образец_страницы.jpg

Рабочий план тренировок (с мая по октябрь)  читайте в следующей статье.



Комментарии