Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Мотивация занятий спортом

Добавил:  Хуснияров А (16 Декабря 2011)

Статья из учебно-методического пособия :"Определение спортивной пригодности детей и подростков:биологические и психолого-педагогические аспекты". Автор Л.А. Семенов

Ребенок может обладать идеальными физическими способностями, телосложением, свойствами нервной системы, волевыми качествами, но без достаточной мотивации он не будет заниматься спортом. Что же такое мотивация?

Мотивация — это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определенной цели. Для лучшего понимания процессов, лежащих в основе мотивации, следует хотя бы в общих чертах соотнести понятие мотивации с потребностями, побуждениями и целью деятельности вообще и спортивной деятельности в частности.

Итак, мотивация - это осознанная причина активности. В основе же причины лежит потребность, которая определяется как нужда человека в том, чего ему, как правило, недостает. Эта нужда (потребность) и является первопричиной активности человека.

 Потребность порождает побуждение (стремление) к поиску возможностей ее удовлетворения. Любая же потребность может реализоваться лишь в процессе определенной деятельности, которая, в свою очередь, и приводит к реализации потребностей, т.е. к конечной цели. 

Исходя из логики рассуждения нетрудно заметить смысловую тождественность потребностей и цели. Суть же отличия в том, что цель, обусловливающая направленность активности человека, лежит как бы на поверхности. Она реально ощущаема, понятна. 

Потребность глубже спрятана в сознании, зачастую более удалена от направленного побуждения, поэтому остается как бы в тени. В связи с этим потребность часто бывает замаскирована целью. Действительно, если взять спортивную деятельность, то в ней целью, конечно, является результат, показываемый занимающимся на соревнованиях. Этот результат выражается в метрах, секундах, очках (т.е. цель проявляется конкретно, реально, осязаемо).

Потребности, лежащие в основе мотивации, побудившей к занятиям спортом, а далее к напряженным тренировкам, могут быть самыми различными, зачастую известными лишь самому спортсмену. Это могут быть стремления быть сильным, мужественным; приобрести определенные умения и навыки; постоять за себя и близких; повысить свой
социальный статус, материальное благосостояние и др.

В целом потребности подразделяются на:

1) физиологические (биологические);

2) психологические;

3) социальные;

4) материальные.

При этом мотивы занятий спортом могут быть направлены как на сам процесс занятий, так и на результат. В первом случае, особенно в младшем школьном возрасте (когда, как правило, многие начинают заниматься спортом), мотивацией может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, а также получение впечатлений, непосредственных эмоций, связанных со спортивной деятельностью (т.е. мотивация психологического характера).

Во втором случае мотивация может носить следующий характер.

В биологическом аспекте мотивами могут выступать укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических качеств, т.е. в основе мотивации здесь лежит стремление к совершенствованию в физическом плане. Это достаточно сильная мотивация, так как любой мальчишка хочет быть здоровым, сильным, выносливым, а любая девочка - красивой, гибкой, иметь хорошую фигуру.

Психологический мотив может проявляться в стремлении быть мужественным, смелым; в желании обладать такими чертами характера, как настойчивость, воля.

Социальные мотивы могут проявляться в том, чтобы быть похожим на известного спортсмена, быть привлекательным для лиц противоположного пола, быть просто не хуже других. Известно, что успехи в спорте повышают престиж в обществе. Уже в школе для достижения уважительного отношения к себе немаловажное значение имеет уровень физической подготовленности.

Мальчики, достигающие успехов в спорте (особенно занимающиеся самбо, боксом, карате), приобретают значительный статус, а следовательно, и самоуважение. В дальнейшем они становятся более уверенными в себе.

Все названные мотивы отражают внутренние побуждения ребенка к занятиям спортом. Но чрезвычайно важное значение, особенно в детском возрасте, имеют внешние факторы, являющиеся порой непосредственным толчком, приводящим ребенка в спортивную секцию.
Большое значение в школьном возрасте имеет, в частности, подражание товарищам. Хорошо известно, что порой за одним школьником в секцию приходит заниматься пол класса (правда, при отсутствии достаточной мотивации или из-за непригодности большинство из них также дружно бросает занятия).

В создании устойчивой мотивации особую роль могут сыграть родители. Для увлеченности ребенка спортом огромное значение имеет то, какое место выполнение физических упражнений занимает в семье, занимаются ли отец и мать физической культурой. Для мальчика, видимо, особое значение имеет то, как относится к физической культуре отец. Он с радостью составляет отцу компанию в беге, катании на лыжах, велосипеде, занятиях с тяжестями.


Комментарии