Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Ощущения

Добавил:  Хуснияров А (12 Октября 2012)

Самохин В.В._фото.jpg

Самохин Валентин Владимирович - в 1961г.с отличием окончил Московский Областной Педагогический Институт им. Н.К.Крупской (факультет физвоспитания и спорта).
Заслуженный тренер России.С 1961 по 1977г. работал тренером в специализированной ДЮСШ Спартак – отделение Рублево.С 1977 по 1992г. работал в ЦСК ДСО Профсоюзов и СК СССР со сборными командами по подготовке резерва сборной команды и подготовке команды к соревнованиям социалистических стран "Дружба" и чемпионату мира среди юниоров. Сотрудничество со Смирновым В. - 1990-1993г., с Прокуроровым А.- 1993-2002г.
С 1992 по 1994г. работал со сборной командой по лыжному двоеборью. С 1995 по 1997г. со сборной командой Чехии по лыжным гонкам (мужской состав).Сейчас работает с олимпийским чемпионом Евгением Дементьевым.

Ощущения.

Что, как и когда делать? Ощущения спортсмена и как с ними работать?
Специальная готовность .
Тренировочное задание и соревнование глазами спортсмена.


При выполнении тренировочного задания или участвуя в соревнованиях, спортсмен воспринимает специальную готовность как единое чувство ощущения целостности хода, передвижения на определенном рельефе с применением различных технических приемов.

Спортсмен получает тренировочное задание от тренера - что делать. Чаще оно выражается в количестве километража и зонах интенсивности. Как это делать - достается сообразить самому спортсмену, а сообразить без нужной ориентировки довольно сложно. Разумеется, тренер по ходу тренировки подсказывает, на что ориентироваться, на какие ощущения, с какой самоотдачей. Но, действуя без предварительного плана, по ситуации, невозможно избежать нежелательных сочетаний. 

Чаще это происходит в момент ответственных стартов – спортсмен, незаметно для себя, детализирует подсознательно свои движения, да и тренер по ходу гонки подсказывает технические тонкости хода по работе рук, ног, туловища. В этом случае разрушается целостность хода, которая создает тонкое, легко ускользающее состояние высокой специальной готовности – готовности показать максимальный результат в гонке, особенно в главном старте.

Проведенная гонка, воспринимаемая как целостное состояние организма, при анализе ощущений делится на составные части. Спортсмен обращает внимание на работу по рельефу – как работают мышцы на подъемах, как быстро они восстанавливаются на спусках и на сколько их хватает при увеличении скорости передвижения. Каков при этом максимальный пульс, как дышится. Есть ли сбои по ритму и темпу и в чем их причина. В зависимости от своего физического состояния, работы лыж, характера трассы скорость передвижения спортсмен определяет сам по ощущениям, степени мышечных усилий, необходимых для работы в определенной зоне напряженности.

Напряженность передвижения определяется объективно спорттестором по ЧСС или по жесткости дыхания. Таким образом, из целостности хода выделяется его физическая составляющая, характеризующая мышечные усилия, имеющие различную степень напряжения от максимально мощного уровня до незначительного. В качестве уровней физической части используют нагрузки по зонам интенсивности: восстанавливающая, поддерживающая, развивающая, соревновательная. Можно выделить и режимы, решающие задачу накопления потенциала комплексно или по группам мышц и по тренировочным средствам, а так же по развитию механизмов энерго обеспечения. Содержание уровней определяется удобством оценки ощущений.

В восстанавливающих режимах уровни оцениваются по продолжительности тренировочного времени, степени утомления и характера используемого тренировочного средства. Количество уровней зависит от тонкости ощущений спортсменом. Важно соблюсти при этом степень близости к соревновательному режиму.

Выбор мышечных усилий определяет скорость передвижения, которая замыкается на технические приемы. Техника передвижения – технический прием, его выполнение может быть оценено по амплитуде - его законченности, по ритму и темпу передвижения на подъеме или равнине. Этот выбор зависит целиком от спортсмена – его задача пройти данный отрезок трассы и все последующие максимально быстро, т.е. выбрать напряженность (ЧСС плюс мышечные усилия), чтобы была возможность поддержать скорость на всей тренировочной или соревновательной дистанции – пройти ее максимально быстро. Это вопрос тактики прохождения трассы – работы на рельефе. С помощью, каких технических приемов нужно удержать скорость, как долго можно работать в верхней границе напряжения, чтобы не утомить себя раньше времени, не исчерпать свои запасы энергии, чтобы хватило времени для восстановления к следующему напряженному участку рельефа трассы. Эта часть тактики передвижения пересекается с психикой спортсмена – степенью самоотдачи, «упертости», длительностью работы в физиологическом (энергетическом) долге.

Таким образом, ощущение целостности хода состоит из явно ощущаемых и контролируемых частей – физической, технико-тактической и мобилизационной (психической). При этом обьективые показатели (скорость передвижения по кругам, ЧСС на различных участках трассы) замыкаются на субъективные ощущения.

Все тонкости хода можно определить только по ощущениям. Спортсмен должен ответить себе на вопрос «как я это делаю?», выполняя тот или иной технический прием, как он сказывается на целостности хода, прочувствовать этот ход в зависимости от требования рельефа, степени утомления. Наработать автоматизм в технике передвижения – своеобразную «коробку передач», своевременное переключение с одного технического приема на другой с соблюдением высокой («крейсерской»), максимально возможной скорости передвижения. Автоматизм движений всегда отличает спортсменов высокого класса. Визуально это отмечается в законченности движений по амплитуде, законченности в усилиях, четкой, вроде бы неторопливой, обработки рельефа трассы различной сложности, но с достаточно высокой скоростью передвижения.

Для качественного определения состояния готовности, необходимо классифицировать уровни - ступени совершенствования техники и тактики передвижения по тренировочной или соревновательным трассам. Уровни технико-тактической части это те самые ступеньки, по которым спортсмен двигается к вершине мастерства. Но это движение нельзя понимать буквально – освоил один уровень – переходи к другому, более высокому, и так до вершины. Движение по уровням предполагает свободное перемещение – и в вверх и вниз в зависимости от степени освоения задач. Конечно, существует вполне определенная последовательность в формировании техники и двигательных навыков. Но часто мы «тонем» в бесконечной шлифовке отдельных деталей техники, устраняя видимые ошибки и, как следствие - «застываем» на каком-то уровне спортивных результатов. 

Основой составления технико-тактических уровней будет отношение: часть – целое. На ранних этапах подготовки отрабатываем детали, фазы, конечные позы. К ответственным стартам мы должны достичь состояния целостности, высшего автоматизма, когда все отработано, нет сомнений, сознание свободно от каких-либо проблем и все получается легко. И чем выше продвинулся спортсмен в своем профессионализме, наработал автоматизм, тем меньше становится роль биомеханики. Она уступает место психотехнике – формированию нужных ощущений и состояний. Основой такой психотехники становится умение выделять промежуточные технико-тактические уровни между деталями и целостностью. И опять же для каждого спортсмена они свои. Для каждого тренировочного занятия и микроцикла выбирается один из уровней как ведущий, остальные становятся вспомогательными и, к ним обращаемся, только для совершенствования ведущего.

Каждый спортсмен состояние целостности переживает по-разному, у каждого возникают свои образы, свои ощущения.

Мобилизационная (психическая) часть отражает эмоционально-волевую сторону действий спортсмена, его способность к использованию своих мобилизационных ресурсов. Добавление ресурсов идет в определенной последовательности - от простого к сложному.

В целом физическая, технико-тактическая и мобилизационная (психическая) части на верхних уровнях должны замкнуться на ощущении единой специальной готовности к старту, где все части заработали бы в верхних уровнях в унисон. Состояние специальной готовности будет иметь уровни по принципу специализированности – степени близости к ощущениям идеально проведенного старта.

В пользу этого принципа говорит анализ проведенной тренировки тренером и спортсменом. С чего начинается анализ выполненной тренировочной работы? - Объем проведенной работы в км; – Качество ее – время прохождения тренировочных кругов, оценка стабильности прохождения – разброс по времени; – Просмотр данных ЧСС при прохождении рельефа по кругам; – Далее ощущения спортсмена работы на кругах - по технике прохождения рельефа круга, по тактике прохождения, по степени утомления, по степени самоотдачи в работе на утомлении. Таким образом, мы видим опять составляющие части тренировочного занятия. Так почему мы не можем планировать тренировочную работу по уровням частей и целостного состояния, а затем анализировать ее выполнение. Удобно – что планируем, то и анализируем.

Уровни специализированости (спецготовности и ее части) будут присутствовать не только на конкретном тренировочном занятии (в зависимости от задач – восстановительных, поддерживающих, развивающих и соревновательных), но и на этапах накопления и реализации, на циклах этапов - основных и регулировочных. Понятие специализированости поможет создать, при желании, иную - уровневую систему планирования. Вместо соотношения объем – интенсивность - хождение по уровням специализированости. Постепенно решая задачу повышения спецготовности, на основе не только объективных, но и, особенно важных, субъективных показателей.

Образно говоря, годичный цикл строится как чередование этапов накопления, где создается потенциал для последующего очередного «броска вперед», и этапа реализации, где обеспечивается подъем специальной готовности. Каждый этап, в свою очередь, строится как чередование основных и регулировочных циклов. Всего два вида этапов и два вида микроциклов. Принцип один - чередование высоких и низких по специализированности тренировочных единиц (этап, микроцикл). Это носит название принципа маятника. Это относится к стратегии подготовки, в основе планирования которой лежит биологическая составляющая. 

Тактика же планирования конкретного спортсмена - построение микроциклов – определение режимов нагрузок, их продолжительность, их количество, время, необходимое для накопления потенциала – будут отличаться. Предрасположенность к определенному виду работы, возможности функционирования систем организма, координационные возможности, особенности психики предопределены генетикой или генотипом спортсмена. Знание их - основа успешной работы с ним.

С помощью, каких тестов это можно сделать, какие наработки в практической работе используют тренера в «полевых» условиях – это можно обсудить подробнее позднее, при желании. Это касается, как приборных методов оценки состояния спортсмена, так и педагогических, используемых тренерами в практике - их накопилось довольно много. 

Коротко можно сказать лишь одно - большинство применяемых методик, оценки состояния готовности спортсмена, отражают его физическую составляющую. Чаще всего это определение уровня МПК, АнП, АэП, ЧСС, оценка уровня дыхательной системы, биохимические показатели и т.п. Получив численные оценки, чаще по косвенным признакам, бывает довольно сложно использовать их для анализа и управления тренировочным процессом. 

Единственной «ценностью» полученных данных чаще является приятная иллюзия общения. Все это не дает полной картины истинного состояния специальной готовности. Без оценки работы организма на рельефе ожидаемой трассы, сделать это невозможно. Причем необходимо дать оценку всех составных частей готовности – физической, технико-тактической и психической (мобилизационной). Это тренер и спортсмен делают, проводя контрольные тренировки на соответствующих кругах по типу соревновательного цикла, на этапах реализации накопленного потенциала.

Все это по спецготовности и ее составным частям было описано в материале ИНОЕ на сайте ХМО ЮГРА. На страницах- 4 ,6,9 – в разделах развивающая нагрузка, наработка спецготовности на этапах подготовки и в характеристике соревновательной нагрузки, на стр. -26 – 28 – упорядочение заданий, Ф. , Т-Т, П. - части и уровни.К сожалению, при изменении формата при публикации материала объемом в 30 страниц «ушли» таблицы, что снизило качество восприятия материала.

В этом сообщении хотелось подробнее поделиться и обратить внимание на ощущения спортсмена, которыми, иногда, просто пренебрегаем, не обращаем внимание на них.

Раздел работы спортсмена по ощущениям - как он делает, что чувствует, при прохождении дистанции - сугубо индивидуален. У каждого своя кухня, свое личное восприятие и мало кто говорит или пишет об этом. Облегчить эту работу спортсмену, систематизировать, навести порядок, и помочь в этом не лишнее, не зависимо от его квалификации. Кто-то найдет для себя что-то новое, а кто-то утвердится в правильности своего пути.

Часто при работе со спортсменами упускается из вида и забывается, к какой дистанции мы готовимся, каков ее профиль – сочетание и чередование подъемов, равнины, спусков, сложность подъемов по крутизне и продолжительность работы в каждом из проходимых отрезков. На это и хотелось обратить внимание т.к. в планировании тренировочного занятия, особенно развивающего и поддерживающего характера, входит именно эта характеристика тренировочных кругов и она должна быть максимально приближена к профилю главного старта.

Пример анализа трасс, оценки характера работы на рельефе главного старта и ощущений при этом, стратегии подготовки хорошо описано в книге М.Саари – М.Л.Хямяляйнен ФиС 1987г.

Рискну предложить выдержки из этой книги, хотя книга издана давно, лучшего с точки зрения методического материала, по его доступности трудно найти. Стиль, содержание оставлено без изменений, только систематизированы и обезличены высказывания по разделам творчества спортсмена – иначе это не назовешь – думаю, меня простят за это в интересах восприятия.

Характеристика и характер работы лыжника по рельефу дистанции.

Продолжение следует...

В.В.Самохин.2008г.

www.ski-ugra.ru






Комментарии

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений