Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Ощущения Часть 2

Добавил:  Хуснияров А (27 Октября 2012)

Самохин В.В._фото.jpg 

Самохин Валентин Владимирович - в 1961г.с отличием окончил Московский Областной Педагогический Институт им. Н.К.Крупской (факультет физвоспитания и спорта). Заслуженный тренер России.С 1961 по 1977г. работал тренером в специализированной ДЮСШ Спартак – отделение Рублево.С 1977 по 1992г. работал в ЦСК ДСО Профсоюзов и СК СССР со сборными командами по подготовке резерва сборной команды и подготовке команды к соревнованиям социалистических стран "Дружба" и чемпионату мира среди юниоров. Сотрудничество со Смирновым В. - 1990-1993г., с Прокуроровым А.- 1993-2002г. С 1992 по 1994г. работал со сборной командой по лыжному двоеборью. С 1995 по 1997г. со сборной командой Чехии по лыжным гонкам (мужской состав). Сейчас работает с олимпийским чемпионом Евгением Дементьевым.

Характеристика и характер работы лыжника по рельефу дистанции.

Лыжник должен знать, что ему в течение одной гонки придется преодолевать несколько пиков нагрузки: брать пологие и крутые, длинные и короткие подъемы, после которых необходимо восстановить силы на спусках и ровных  участках трассы.

При прохождении дистанции, складывающейся из многих разной крутизны подъемов и спусков, равнинных участков и бесчисленных поворотов, лыжнику-гонщику приходится постоянно учитывать местность. Практически же это означает, что в зависимости от рельефа ему необходимо часто менять виды лыжных ходов.

Для гонщика еще недостаточно того, что он в совершенстве владеет техникой лыжного бега и умеет проходить самые трудные спуски. Каждый из лыжных ходов содержит множество видоизменений. На подъемах, например, надо уметь очень точно определить тот момент,  когда наивысшую скорость можно достичь, только взбегая «елочкой». При этом следует четко регулировать угол развода лыж. Чем меньше угол, тем выше скорость бега, при условии, конечно, что у лыжника достаточно сил для поддержания соответствующих ритма и длины шагов.

Кроме того, лыжник должен знать точно, в каком месте подъема, переходящего к более пологой части или в конце его, следует снова вернуться к попеременному ходу, когда прибегать к более быстрым одновременным ходам, в какой стойке проходить спуски, когда начинать односторонний коньковый ход, когда его заканчивать и так далее.

Если проложены две параллельные лыжни, то гонщик должен уметь выбрать ту из них, которая наиболее выгодна для него в плане поддержания высокой скорости. Одновременно с этим, ему просто необходимо бдительно следить за своей скоростью в сравнении со скоростью наиболее опасных соперников.

Однако самым трудным и существенным в лыжных гонках является выполнение всего изложенного так, чтобы лыжник, подойдя к финишу, выложился полностью, насколько это позволяет его спортивная форма. Другими словами, он должен всю дистанцию идти на максимальной для него скорости.

Трудно это потому, что лыжник в отличие от бегуна не имеет возможности контролировать по часам стадиона свою скорость! В распоряжении лыжника имеются только два измерителя: промежуточное время соперников и свой, так называемый «внутренний хронометр». С их помощью он и регулирует скорость прохождения дистанции. Последний является важнейшим. Именно он подсказывает, когда, например на "тягуне", надо убавить, а когда и взвинтить скорость.

Анализ трассы.

Изучая карты и схемы  лыжных трасс, прикидываются и подсчитываются углы подъемов и спусков, их длина. Делается попытка  уже сейчас предугадать, что скажет этот «внутренний хронометр» на каждом из участков дистанции. Грубо говоря, следовало определить, насколько данный конкретный участок лыжни отбирает или, наоборот, восстанавливает силы.Короткий крутой подъем, после него длинный спуск, в гору что есть силы, так как на спуске организм успеет восстановиться.Длинный и крутой подъем «елочкой», затем короткий, быстрый   спуск  и  длинный  пологий  подъем — подъем брать очень осторожно, пологий подъем после спуска — энергично, наверху идти на всю мощь...

Другими словами, каждый подъем преодолевается в соответствии с тем, каков характер дистанции после него. Главная задача — максимально сохранить скорость. Расстояние между стартом и финишем необходимо пройти с минимальным временем. Таким образом, лыжник должен знать, как обеспечить наивысшую скорость на протяжении всей дистанции.

Выкладываясь изо всех сил на крутом подъеме, он может на каких-то ста метрах выиграть у соперников несколько секунд, но, прежде чем пойти на это, он должен быть уверен в том, что восстановление сил на последую­щей после подъема равнине или на пологом подъеме не потребует от него двукратного количества этих «выигранных» секунд.

Каждый участок дистанции следует проходить так, как этого требует последующий. И это касается не только подъемов. Столь же важно знать, какую максимальную скорость можно развить на относительно длинном рав­нином участке, с тем, чтобы потом не поплатиться за это на очередном подъеме или спуске.

Вообще-то на трассах, как правило, не бывает сюрпризов. Детали уточняются на месте, для чего достаточно прокатиться по дистанции несколько раз перед соревнованиями.

Готовясь к соревнованиям, составляются из предстоящих трасс «ноты», так же как это делают рал­листы. С их помощью вырабатывается тактика соревнований, а также намечается план тренировок с привязкой к требованиям конкретной дистанции.

Дается характеристика спускам. Это могут быть и глухие спуски, короткие спады, где скорость, развиваемая на них, гасится крутыми поворотами или же еле заметными буграми. В то же время, профиль не говорит о том, что эти спуски не дают необходимого для восстановления сил времени. К тому же многие пологие спуски проложены так, что для поддержания на них высокой скорости лыжнику приходится вставать и отталкиваться палками или идти одновременным или коньковым ходом, а не отдыхать вместо этого в низкой стойке.

Возможно, лыжня не дает лыжнику ни минуты отдыха. Имеющиеся якобы участки для восстановления сил являются обманчивой иллюзией, и те, кто этому поверит, поймут, свою ошибку еще далеко до финиша.

Дается характеристика подъемов, оценивается степень тяжести каждого  подъема. Если иногда «легкий» участок подъема пройти на большой скорости, то можно израсходовать все силы еще на подходе к самому трудному месту. Сил может еще хватить на преодоление первой части и даже проходимого «елочкой» участка "тягуна", но выше, на пологой части горы, где надо будет переходить на энергичный попеременный ход, их уже не останется!  

Каждый из участков трассы таит в себе много неожиданностей, он то заставляет работать на длинном, слишком пологом спуске, то резко бросает лыжника вниз, то поворачивается, то круто поднимается. Находятся участки дистанции, на которых можно действительно восстановить силы, принимается во внимание и сложность поворотов на них. Для особо сложных подъемов составляется специальный план тренировок.

 Ощущения и субъективная оценка работоспособности по трассе.

Необходимо прислушиваться и находить удовлетворение в работе всех систем организма, к ритму сердца. Все движения должны выполняться, легко и расковано.  Всё должно быть доведено до стадии автоматизма. Умение ходить на лыжах - это такое совершенство, к которому можно приблизиться только путем автоматизации всех движений лыжника. 

С самого начала ты можешь почувствовать некий автоматически регулируемый такт: дыхание, ноги, руки, правильный наклон туловища к лыжне, но мысленно ты постоянно контролируешь дистанцию / рельеф /: удлини шаг – лыжня пошла под уклон; укороти шаг – подьём становится круче….Последний перед спуском толчок ногой… не теряй скорости, оставайся в низкой стойке, не вставай слишком рано.… Теперь оттолкнись еще раз и только потом.…Продолжая идти  на тягуне попеременным ходом, сохраняя длину шага, стараясь внимательно следить за его длинной и ритмом хода, стараясь заканчивать каждый толчок полным выпрямлением голеностопного сустава... Крутизна подъема нарастает постепенно, и надо подняться размашистым попеременным ходом как можно выше, тщательно взвешивая тот момент, когда следует перейти на елочку, но в самый последний миг.… Вот сейчас! Сначала длинными скачками, до тех пор, пока это, возможно, теперь укороти шаги; больше работай руками, отталкивайся, спокойно….Перенеси основные усилия на руки, не ставь носки лыж широко, не выноси руки в стороны, поддерживай привычный такт движения, доводи толчок до конца, дыши, дыши, жми, жми!...  Сохрани темп, энергично выйди на более пологий участок подъема и.… Потом набери скорость попеременным ходом и вновь перейди на елочку… Следующий после этого спуск достаточен для выравнивания дыхания ослабления жжения ног и рук, но полного восстановления сил он не обеспечивает. Мысли уже регистрируют начало нового подъема. Чувствуется, что частота пульса снизилась, дыхание установилось, а по всему телу стало разливаться приятное ощущение расслабления. Набирая высокую скорость, приближаемся к самому тяжелому участку трассы, испытывая нечто вроде чувства любопытства и готовности взять этот рубеж…Грудную клетку, будто чем-то сдавило, ужасная тяжесть в голове, висках, руки стали ватными.… По мере изменения крутизны  ската меняешь угол лыж, сгибаешься и разгибаешься теперь уже совершенно  машинально, движения становятся бессознательными, далекими от тех, которые планируются заранее и регулируются в каждый отдельный момент, они совершаются автоматически. 

Борясь на дистанции, работая изо всех сил, замечаешь, что движения  по-прежнему четки, колени и ноги сохранили гибкость и при толчке  полностью распрямляются, руки работают энергично, такт бега остается агрессивным, смена ритма происходит без заминок. Верхушка горы, где крутизна переходит на время в более пологий подъем, где, как нигде, можно уступить усталости и это означало бы сбой – ничего такого не происходит – перейдя с елочки, на попеременный ход, увеличивая скорость, несешься к очередному крутому участку трассы.…Несмотря на крайнюю усталость, испытываешь ни с чем не сравнимую радость. Спину жжет, но это приятно: ноги, руки, мышцы живота – весь организм работает безотказно. Можно выжать из себя даже больше!

Степень готовности чаще всего определяется по работе на наиболее сложном подъеме или участке трассы. Иногда представляется, что наблюдаешь и прислушиваешься к своему организму как бы изнутри, к тому, как он в том или другом месте меняет ритм, стойку, линии движений, и как внутренний механизм измеряет, прикидывает, подсчитывает и решает. Ты, как будто, сидишь внутри себя и, определяя темп, приказываешь:  здесь прибавить, теперь осторожно, нажми, внимательно, расслабься, отдохни немного, а теперь что есть силы! С интересом наблюдаешь  за собой, за работой организма, за ощущениями.

Автомат готов! Он работает! И если удастся существенно поднять результативность, то это произойдет скорее путем развития волевых, а не физических качеств. После достижения такого совершенства уже нет необходимости уделять основное внимание успешной   координации всех движений. В результате многолетних усилий основные составные части техники лыжных ходов достаточно хорошо отшлифованы. Чрезмерное учащение шагов не дает ожидаемого результата. Поэтому надо стремиться найти такой ритм и такую длину шага, которые позволили бы, с одной стороны, сохранить широкие размашистые движения, а с другой — обеспечить более высокую скорость. Искомое может быть найдено только путем многочисленных экспериментов, удач и ошибок. И по мере наращивания мышечных сил, выносливости и скорости заметно улучшаются и результаты.

 Стратегия подготовки.

Увеличивать количество часов или километров иногда практически невозможно. Организм требует сна и отдыха. Поэтому решаешь повысить эффективность тренировок на выносливость за счет их прикладности.

Прикладности в данной связи означает, что каждая тренировка должна быть направлена на выработку совершенно конкретных динамических стереотипов лыжника. Для этого доля чистого бега и так называемой «лыжной ходьбы» заметно сокращается. При беге и ходьбе отдельные мышцы и группы мышц (например, верхняя часть туловища) остаются малоподвижными. При ходьбе же на лыжах верхняя часть туловища должна работать так же активно и интенсивно, как и ноги. Значение этого фактора за последнее время в связи с изменениями в технике и скорости лыжного хода усилилось.

Факторами, регулирующими процесс тренировки, являются время и предел физических возможностей организма.

Одна из проблем прикладности тренировок лыжника была решена еще несколько лет назад с помощью лыжероллеров. Путем регулирования трения роликов можно без труда подобрать даже на относительно легкой местности близкие к настоящим ритм и все элементы техники лыжного хода.

Были уточнены и силовые тренировки, которые теперь носят максимально прикладной характер. Так, традиционные отжимания от пола отныне не выполнялись с опорой ладоней о пол с разведенными в стороны локтями. В упражнение был внесен новый элемент: отжимание от закрепленных над полом или землей трубок. При этом трубки держат, как лыжные палки, а локти движутся рядом с туловищем взад-вперед, а не в стороны.

То же касается и прыжковых упражнений. Основное усилие направлялось не вверх, как раньше, а вперед, причем все движения и даже ритм должны приближаться к настоящим, как при ходьбе на лыжах.

При выполнении всех упражнений, будь то отжимание или ходьба на лыжероллерах, внимательно следишь за тем, чтобы каждое движение было законченным. Даже во время первого подготовительного периода, с основной задачей которого была тренировка силы и выносливости,  стремишься к отработке широких, размашистых движений. Здесь важно использовать все, вплоть до голеностопных суставов, запястий и пальцев. Организму при этом нельзя   оставлять   ни   единого   шанса   думать иначе.

«Коэффициент полезного действия» тренировок поднимается на максимально высокий уровень. Каждое движение отрабатывается преимущественно категориями лыжника с привязкой к требованиям трассы, поскольку это позволяет более экономично использовать силы. Из двух лыжников, обладающих одинаковой выносливостью и скоростью, выиграет тот, движения которого больше привязаны к особенностям трассы: он сможет с большей пользой использовать свою энергию, пройти большее расстояние при одинаковой энергии в одно и то же время.

Доведенные таким образом до совершенства движения дают лыжнику возможность больше сосредоточиться на планировании самого соревнования, на его стратегии и тактике. Спортсмен может «читать» лыжню и направлять работу организма на максимально полезное использование особенностей рельефа местности и возникающих на дистанции ситуаций. Он может сосредоточить свое внимание на мобилизацию воли, расслабления, реагирования на информацию.

В соревновании речь идет не о том, кто сильнее или выносливее, а о том, кто за минимальное время пройдет от старта до финиша.

Это звучит слишком упрощенно, конечно, но в спорте высших достижений разница в уровне подготовленности все уменьшается, а скорости возрастают. На самых коротких дистанциях скорость достигает шести метров в секунду. Разные факторы — незаконченность движений в запястьях и голеностопных суставах,  лыжная   шапочка, увеличивающая сопротивление воздуха, длинные, свободно развевающиеся волосы или лыжный костюм, изготовленный не из облегающего материала,— могут «съесть», скажем, одну десятую долю секунды на каждом километре. В гонке на пятикилометровой дистанции это означает потерю трех метров. На олимпийских играх золотые медали проигрывались и с меньшей разницей.

Раньше подготовительный период делился грубо на две части таким образом, что в течение первых месяцев тренировалась сила и выносливость и лишь позднее - скорость, реакция к смене ритмов и способность переносить анаэробные нагрузки. Теперь спортивная форма тренировочного и соревновательного периодов должны быть близки друг к другу с самого начала.

Если раньше можно было четко разграничить этапы тренировочного периода, то сейчас эти грани почти исчезают. До этого продвижение шло вперед ступенчато, теперь же - по восходящей прямой.

Такая идея подготовки совершенно необходимая и правильная. С самого начала включаются в программу скоростные тренировки в виде взрывных спуртов. Скорость не является каким-то изолированным свойством спортсмена. Ее нельзя заказать в последний момент, так как она связана со скоростной выносливостью, ритмом и является неразрывной составной частью спортивной формы лыжника-гонщика.

 Только путем увеличения  нагрузок мало чего добьешься. За какой-то определенной чертой спорт перестает быть просто физиологией, … внутри все напрягается до предела. Чувство нереальности и страха нарушает нормальную деятельность организма. Страх перед погоней, перед поражением и даже перед победой перехватывает еще до того, как  началась настоящая борьба. Итак, гонка, победа в которой  мысленно одержана уже сотни раз, превращается  в тяжелейшее испытание; преследователи неумолимо приближаются,  а ты не в силах от них оторваться. …

Последний абзац  посвящен психическому состоянию спортсмена в период ответственных стартов. Можно сказать,  это знакомое чувство присутствует или присутствовало  у каждого спортсмена  и избавиться  от него, почувствовать уверенность в своих силах, уверенность, что ты сделал все правильно, ты готов соревноваться со своими противниками и побеждать их  чрезвычайно трудно. 

Это важный раздел подготовки спортсмена, чаще всего, решается самим спортсменом, и готового рецепта нет, у каждого свои, найденные  путем проб и ошибок приемы.  Ощущения от проделанной работы с выходом на знакомые ощущения идеально проведенного ранее старта являются основой  убежденности  в правильности своих действий, веры  в успехе на главном старте.

Необходимо помочь найти правильный путь  спортсмену, сделать его короче и, самое главное, правильным с психологической точки зрения. Без  понимания как  работает мозг невозможно. Восполнить этот пробел в знаниях можно, прочитав книгу  А.В.Фалеева: "Ошибки системы Малахова " издание 2006 г., Ростов на Дону, «Феникс». Часть 2. Душа.

Необходимость работать грамотно и профессионально, особенно по душе,  назрела давно. Дело в малом – начать нарабатывать психотехники. Они  помогут  совершенствовать мастерство и быть при этом здоровым, защищенным от различных стрессов.

 В интересах дела предлагаю короткое содержание Части 2 :Душа.

 Глава 1. Все болезни от нервов.

Нервные расстройства зачастую выступают в качестве пускового механизма различных заболеваний. Как защитить себя от стрессов наука дала  ответ давно. Сейчас  основная задача – донести эти психологические знания до каждого человека.

Глава 2. Как работает мозг.

Три основополагающих механизма работы  мозга:

  1. Мы – это набор динамически изменяющихся привычек (И.П.Павлов).
  2. Привычки функционируют  по принципу доминанты (А.А.Ухтомский).
  3. Привычки располагаются в подсознании и направляют работу сознания (Л.С.Выгодский).

Глава 3. Анатомия сознания.

… сначала человек воспринимает информацию правым  полушарием - строит свой образ ситуации и окрашивает его эмоционально. Левое полушарие выполняет логический анализ и принимает решение, оно принципиально ничего не меняет, только оправдывает и усиливает ту картину, которая возникла у художника. Иллюзия – это обманчивое восприятие. Мы легко принимаем желаемое за действительное и этим создаем себе проблему. Наши собственные иллюзии – это единственный враг, … Иллюзии опасности. Иллюзия счастья. Иллюзия страдания. Иллюзия взаимопонимания.

Глава 4. Анатомия подсознания.

Управление мышцами. Управление внутренними органами. Управление сознанием.Обуздаем эмоции через  мышцы. Обуздаем эмоции через дыхание.

Глава 5. Управление своей психикой.

Конфликт между сознанием и подсознанием.

Управление привычками. Управление доминантами (невроз сердца, депрессия, трудоголия, невроз борьбы, страдания, неврастения, наркомания, игромания, психосоматические заболевания, невроз страсти). Самоподкрепления. Самовнушения (аутотренинг, заговоры, молитва). Как бороться со страхом. Конфликт сознания и подсознания: отношения между людьми, психосоматические заболевания, учеба, усталость, метод  «Ключ» Хасая Алиева, человек тоже гниет с головы, как это   предотвратить. 

… для того чтобы избавиться от стрессов, психосоматических заболеваний и патологических зависимостей (в том числе от еды, сигарет, алкоголя), задача каждого современного человека – привести в порядок свои мысли. Научиться концентрироваться. Научиться думать. И здесь нам на помощь приходит современная психологическая наука.

Есть такой закон человеческой психики – человек может удерживать свое внимание одновременно на трех динамических объектах. И в тот момент, когда этих объектов как раз  и становится три, то наступает внутреннее  успокоение.

Это очень важный закон психики и мы должны, научиться, им пользоваться!

… все те психологические практики, которые предлагают религии для успокоения, сейчас  очень востребованы. Все эти практики связаны с дыханием. Они не требуют изменения ритма и глубины дыхания. Наилучшей из этих практик я считаю технику, которая широко применяется в  православном христианстве и которая называется Иисусова (сердечная)  молитва. Иисусова молитва состоит из трех динамических объектов – мы следим за дыханием, мы следим за биением сердца, мы произносим слова. Следовательно, в тот  момент, когда мы ее произносим, мы расслабляемся. Из мозга уходят все навязчивые мысли, мы избавляемся от неврозов и патологических зависимостей, мозг  приобретает способность к концентрации и творческой активности. С точки зрения психологии, наступает тот же самый эффект, что и при разглядывании языков пламени костра, льющейся воды, рыбок в аквариуме  и т. п.

Таким образом, Иисусова молитва – один из лучших способов добиться отдыха для мозга,  один из лучших способов избавиться от беспорядка в собственной голове  и бесцельного движения мыслей по  кругу.

Иоанн Листвичник (7 век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия». Прекрасные слова!  Да, именно этого мы и хотим добиться    - безмолвия   в собственной голове. И тогда каждая наша мысль станет яркой, отчетливой, концентрированной.       

В каждой религии есть подобная техника, которая и составляет деятельную основу религии - состояние спокойного, сконцентрированного ума.

Послесловие.

Проблема здоровья всегда стояла на первом месте. Как держать тело – основной инструмент в комфортной зоне, этот вопрос всегда стоит перед тренером и спортсменом.. Работа  со спортсменами  всегда  идет на грани фола – на грани  его возможностей, свалиться с этой грани легче легкого. За этим следуют травмы и рассогласование в работе систем и органов.

Знакомство с неизвестными ранее знаниями, наработками и рекомендациями особенно по таким разделам, которые влияют на здоровье человека, никогда не было лишним и вызывало интерес у всех тренеров. Не окажется лишним знакомство с Частью 1 :" Тело", названной выше книги. Обращаю внимание – частями книги являются  - ТЕЛО и ДУША.  Лишний раз подтверждает единство восприятия и оценки и того,  и другого.

 Хочу предложить также ознакомиться с книгой  - Доктор Волков: "8 принципов здоровья", Москва, 2008г., АНФ.

 Создание и работа по уровням это  простой вопрос создания  довольно полной и законченной по смыслу программы действия тренера и спортсмена. В основе  этой работы лежат ощущения спортсмена от деталей к целому восприятия своих действий. В практике помощь в этом оказывало ведение графического плана-дневника с использованием субъективных оценок своего состояния. 

То, что не укладывается в графическую оценку стоимости тренировочного занятия (задания  в виде высоты столбика начального – конечного утомления), все это описывается на обратной стороне дневника словами. Эти  яркие ощущения  сопровождают спортсмена не  только на тренировке, но и  во время восстановления. 

Они интересны и для тренера и для спортсмена и помогают  из разрозненных ощущений создать систему уровней частей специальной готовности, учесть как детали, так и целое, особенно такой богатой  на ощущения технико-тактической части.  А так же связать все части в единое целое, навести порядок в голове. 

Помогает более осознанно вести подготовку спортсмена, начиная с планирования – определения стратегии подготовки,  заканчивая тактикой подготовки – ее кухней. Своевременно вносить коррективы в подготовку, находя более правильные решения.

  В принципе ничего нового я не сказал, все тоже ИНОЕ, но может быть, как вариант Лучшего восприятия тех принципов, которых придерживался при работе с ребятами.

 В.В.Самохин. 2008г.                         

www.ski-ugra.ru 


Комментарии

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений