Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Принципы подготовки лыжника-гонщика (часть 1)

Добавил:  Прохоров В.М. (16 Марта 2013)


Mangosov_foto.jpg







 Надпись с рамкой.jpg- заведующий кафедрой теории и методики лыжного спорта (с 1989 по 1992г.) Российскогого  государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). 

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА
 
Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры
 
Наши знания о процессах, происходящих в организме при напряженной тренировочной деятельности, быстро пополняются. Использование последних достижений спортивной физиологии и биохимии позволило значительно продвинуться в понимании сущности реализуемых на практике методических приемов и предложить эффективные усовершенствования. При этом следует отметить, что подавляющая часть современных представлений сформировалась в последние 10-15 лет.

Цель настоящей статьи, широко используя научные разработки многих авторов (H.Kuntola, F.Conconi, Ю.Кальюсто, B.Sharky и др.), а также собственные изыскания, дать обобщенный обзор методики подготовки квалифицированных лыжников как единого процесса, начиная с юного возраста.

Для достижения высоких результатов в лыжных гонках требуется длительная и очень напряженная тренировочная работа, по-видимому, превосходящая по уровню необходимую подготовку в любом другом виде спорта.

Подготовку к высшим достижениям здесь следует рассматривать как длительный процесс, начало которого приходится на детство, а завершение — на зрелый возраст.

Этот период может быть кратковременным, а может затянуться и на 20 лет, причем тренировочный процесс на разных этапах спортивной деятельности имеет принципиально различный характер, ориентирован на достижение целей и не может быть одинаков не только по объему и интенсивности занятий, но и по методическим подходам к ним. Важен также и учет индивидуальных особенностей занимающихся.

Каждая тренировка привносит почти незаметные изменения в подготовку спортсмена, но спустя недели, месяцы и годы напряженных занятий они могут дать поразительные результаты.

Максимальная скорость изменения аэробных способностей, по оценке Шарки, достигает 2% в неделю, силы — почти 3%. Но после заметного улучшения в течение нескольких недель прирост неизбежно снижается, превращаясь в регресс даже при продолжении тренировок. Причем скорость его обычно выше.

Бездействуя в течение недели, можно потерять 10% аэробных возможностей, чуть меньше — силы. Негативное влияние перетренировки выражается и в невозможности поддерживать достаточную напряженность тренировок, следствием чего является значительная потеря работоспособности. Недопустим и длительный послесезонный отдых.

Адаптационные изменения в результате тренировок включают улучшение дыхания, функционирования сердца, кровообращения, силы мышц, активности ферментов и т.д.

При напряженных тренировках изменения накапливаются быстрее, но и через более короткое время сменяясь неизбежным регрессом.

Менее напряженные тренировки удлиняют периоды улучшения и ухудшения физической работоспособности. В каждом конкретном случае существуют оптимальные темпы ее прироста.

Рациональная тренировочная деятельность осуществляется в рамках хорошо известных и проверенных на практике положений:

1.  Тренировка должна быть достаточно напряженной, чтобы вызывать в организме необходимые адаптации;
2.  Тренировочные нагрузки должны прогрессивно нарастать, иначе они перестанут вызывать необходимые сдвиги. Это осуществляется посредством увеличения объема и интенсивности подготовки, усложнения рельефа и т.д.;
3.  С ростом подготовленности лыжника тренировки должны приобретать все более специализированный характер. Это касается почти всех аспектов (возрастание доли снежной подготовки, использование специальных тренировочных средств, приближение к режимам соревновательной деятельности в целом и по отдельным элементам).
4.  Вариативность тренировочного процесса помогает снизить его монотонность и улучшить переносимость нагрузок, удлинить сроки пребывания в состоянии готовности.Реализуется это чередованием нагрузки и отдыха; продолжительных занятий и коротких; легкой тренировки и тяжелой; специализированной нагрузки и неспециализированной. Причем сочетания возможны и в виде серий, например „тяжелая, тяжелая, тяжелая нагрузка — легкая", в отдельном занятии и в микроцикле. 

Специфика тренировочных нагрузок в разном возрасте, прежде всего обусловлена его особенностями, поэтому схематично рассмотрим характерные черты созревания организма.

Этапы развития организма лыжника.

В годовалом возрасте или немного позднее большинство детей начинают ходить. В 3 года им становится доступной езда на трехколесном велосипеде. Но только в 4-5 лет они смогут держать равновесие на одной ноге и ходить с пятки на носок. Период с 2 до 6 лет можно назвать ранним детством.

Это время бурного развития нервной и мышечной систем, оно благоприятно для освоения основных навыков передвижения на лыжах ( A.Flemmen и др., 1984).

Многие специалисты считают, что если ребенок не получит таких навыков в это время, в дальнейшем он будет испытывать трудности в обучении лыжному спорту. Главными наставниками в освоении лыж в этом возрасте должны быть прежде всего родители.

Период с 6 до 12 лет можно назвать поздним детством. С начала этого периода развитие нервной системы делает возможным уже более тонкий мышечный контроль за движениями, и навыки, полученные ранее, могут быть значительно усовершенствованы.

Этому способствует и заметно возрастающий к данному времени уровень развития силы. Но приступать к планомерным тренировкам еще слишком рано. Пока важно разбудить интерес к лыжам .

Акценты следует делать на разучивании основных навыков передвижения, чтобы все воспринималось как забава. Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в виде игр.

Чрезвычайно благоприятно влияет на ребенка продуманная и хорошо организованная система соревнований в виде веселых стартов, с поощрениями призами и повышенным вниманием к успехам.

Главными наставниками здесь должны быть школьный учитель физкультуры и консультант-тренер детской спортивной школы, ответственный за набор и селекцию одаренных детей.

Подростковый возраст обычно начинается с 12-14 лет, с появлением вторичных половых признаков. В этот период активно растут мышцы и кости, ухудшается координация. Следует помнить, что формирующиеся кости менее плотны и подвержены травмам, поэтому тренер должен быть очень внимателен к подопечным.

Окончательное окостенение происходит лишь к 19-21 году. Среди подростков нередко встречаются акселераты, у которых раньше начинается период полового созревания и связанный с ним бурный рост организма. 

Нередко они показывают более высокие результаты в спорте, особенно по сравнению с теми, у кого половое созревание несколько задерживается. Это нельзя принимать за проявление способностей к избранной спортивной деятельности, и часто тренерами допускаются непоправимые ошибки.

Поэтому основным лозунгом занятий физическими упражнениями и спортом должно быть „совершенствование, а не только победа". Умеренная тренировка на выносливость весьма благоприятно влияет на развитие сердечно - сосудистой системы, приводя к адаптационным изменениям, которые невозможно осуществить в более зрелом возрасте.

Начиная с 14 лет, благоприятные возможности предоставляются и для развития силовых способностей. Однако следует считаться с тем, что чрезмерно интенсивная подготовка в данный период требует больших затрат энергии, что может нанести вред развивающимся органам.

Тем не менее, период за 1-1,5 года до начала появления вторичных половых признаков, во время протекания этого процесса и после его окончания (обычно до 15 лет) — один из основных этапов формирования организма будущего лыжника, с углубленным освоением техники, с умеренной тренировкой на скорый эффект.

Поэтому самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом в ДЮСШ следует считать возраст 11-12 лет.


Манжосов В.Н. Принципы подготовки лыжника–гонщика//Теория и практика физической культуры.1992.№1.С.2-4.

Продолжение следует...



Комментарии

Guest
giuseppe zanotti outlet
ugg outlet
nike outlet
ray bans
coach factory outlet
michael kors outlet
michael kors outlet
michael kors factory outlet
true religion jeans
prada shoes
coach outlet online
jordan shoes
marc jacobs outlet
kate spade outlet
ugg outlet
ralph lauren polo
christian louboutin shoes
canada goose outlet
michael kors bags
nba jerseys
uggs outlet
coach outlet
michael kors handbags
nike air max
canada goose coats
uggs outlet
true religion jeans
michael kors outlet
coach handbags
ugg boots
ugg boots clearance
soccer shoes
canada goose outlet
cheap mlb jerseys
ray ban sunglasses
cleveland cavaliers jersey
uggs outlet
huaraches shopping
prada handbags
tory burch shoes
canada goose outlet
michael kors outlet online
michael kors outlet online
ugg boots
kate spade outlet
mulberry handbags
michael kors outlet
cheap jordans
ray ban sunglasses
michael kors outlet
polo ralph lauren
coach outlet
polo ralph lauren
uggs outlet
tods outlet
longchamp outlet
chicago blackhawks jerseys
polo ralph lauren
longchamp solde
longchamp pliage
canada goose outlet
hermes birkin
pandora jewelry
uggs
fitflops shoes
canada goose outlet
swarovski outlet
coach outlet
christian louboutin outlet
true religion jeans
chrome hearts outlet
football shirts
jordan shoes
futbol baratas
michael kors outlet online
ferragamo shoes
coach outlet
ray ban sunglasses
coach outlet store online
coach outlet
mac cosmetics
canada goose outlet
coach factory outlet
montblanc pens
ugg outlet
ray ban sunglasses
christian louboutin shoes
polo ralph lauren
herve leger outlet
ugg outlet
nba jerseys
uggs outlet
pandora charms sale clearance
birkenstock outlet
ray-ban sunglasses
coach outlet
coach outlet
uggs outlet
canada goose outlet
nfl jersey wholesale
20171122caihuali
Имя Цитировать
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений