Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Принципы подготовки лыжника-гонщика (часть 1)

Добавил:  Прохоров В.М. (16 Марта 2013)


Mangosov_foto.jpg







 Надпись с рамкой.jpg- заведующий кафедрой теории и методики лыжного спорта (с 1989 по 1992г.) Российскогого  государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). 

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА
 
Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры
 
Наши знания о процессах, происходящих в организме при напряженной тренировочной деятельности, быстро пополняются. Использование последних достижений спортивной физиологии и биохимии позволило значительно продвинуться в понимании сущности реализуемых на практике методических приемов и предложить эффективные усовершенствования. При этом следует отметить, что подавляющая часть современных представлений сформировалась в последние 10-15 лет.

Цель настоящей статьи, широко используя научные разработки многих авторов (H.Kuntola, F.Conconi, Ю.Кальюсто, B.Sharky и др.), а также собственные изыскания, дать обобщенный обзор методики подготовки квалифицированных лыжников как единого процесса, начиная с юного возраста.

Для достижения высоких результатов в лыжных гонках требуется длительная и очень напряженная тренировочная работа, по-видимому, превосходящая по уровню необходимую подготовку в любом другом виде спорта.

Подготовку к высшим достижениям здесь следует рассматривать как длительный процесс, начало которого приходится на детство, а завершение — на зрелый возраст.

Этот период может быть кратковременным, а может затянуться и на 20 лет, причем тренировочный процесс на разных этапах спортивной деятельности имеет принципиально различный характер, ориентирован на достижение целей и не может быть одинаков не только по объему и интенсивности занятий, но и по методическим подходам к ним. Важен также и учет индивидуальных особенностей занимающихся.

Каждая тренировка привносит почти незаметные изменения в подготовку спортсмена, но спустя недели, месяцы и годы напряженных занятий они могут дать поразительные результаты.

Максимальная скорость изменения аэробных способностей, по оценке Шарки, достигает 2% в неделю, силы — почти 3%. Но после заметного улучшения в течение нескольких недель прирост неизбежно снижается, превращаясь в регресс даже при продолжении тренировок. Причем скорость его обычно выше.

Бездействуя в течение недели, можно потерять 10% аэробных возможностей, чуть меньше — силы. Негативное влияние перетренировки выражается и в невозможности поддерживать достаточную напряженность тренировок, следствием чего является значительная потеря работоспособности. Недопустим и длительный послесезонный отдых.

Адаптационные изменения в результате тренировок включают улучшение дыхания, функционирования сердца, кровообращения, силы мышц, активности ферментов и т.д.

При напряженных тренировках изменения накапливаются быстрее, но и через более короткое время сменяясь неизбежным регрессом.

Менее напряженные тренировки удлиняют периоды улучшения и ухудшения физической работоспособности. В каждом конкретном случае существуют оптимальные темпы ее прироста.

Рациональная тренировочная деятельность осуществляется в рамках хорошо известных и проверенных на практике положений:

1.  Тренировка должна быть достаточно напряженной, чтобы вызывать в организме необходимые адаптации;
2.  Тренировочные нагрузки должны прогрессивно нарастать, иначе они перестанут вызывать необходимые сдвиги. Это осуществляется посредством увеличения объема и интенсивности подготовки, усложнения рельефа и т.д.;
3.  С ростом подготовленности лыжника тренировки должны приобретать все более специализированный характер. Это касается почти всех аспектов (возрастание доли снежной подготовки, использование специальных тренировочных средств, приближение к режимам соревновательной деятельности в целом и по отдельным элементам).
4.  Вариативность тренировочного процесса помогает снизить его монотонность и улучшить переносимость нагрузок, удлинить сроки пребывания в состоянии готовности.Реализуется это чередованием нагрузки и отдыха; продолжительных занятий и коротких; легкой тренировки и тяжелой; специализированной нагрузки и неспециализированной. Причем сочетания возможны и в виде серий, например „тяжелая, тяжелая, тяжелая нагрузка — легкая", в отдельном занятии и в микроцикле. 

Специфика тренировочных нагрузок в разном возрасте, прежде всего обусловлена его особенностями, поэтому схематично рассмотрим характерные черты созревания организма.

Этапы развития организма лыжника.

В годовалом возрасте или немного позднее большинство детей начинают ходить. В 3 года им становится доступной езда на трехколесном велосипеде. Но только в 4-5 лет они смогут держать равновесие на одной ноге и ходить с пятки на носок. Период с 2 до 6 лет можно назвать ранним детством.

Это время бурного развития нервной и мышечной систем, оно благоприятно для освоения основных навыков передвижения на лыжах ( A.Flemmen и др., 1984).

Многие специалисты считают, что если ребенок не получит таких навыков в это время, в дальнейшем он будет испытывать трудности в обучении лыжному спорту. Главными наставниками в освоении лыж в этом возрасте должны быть прежде всего родители.

Период с 6 до 12 лет можно назвать поздним детством. С начала этого периода развитие нервной системы делает возможным уже более тонкий мышечный контроль за движениями, и навыки, полученные ранее, могут быть значительно усовершенствованы.

Этому способствует и заметно возрастающий к данному времени уровень развития силы. Но приступать к планомерным тренировкам еще слишком рано. Пока важно разбудить интерес к лыжам .

Акценты следует делать на разучивании основных навыков передвижения, чтобы все воспринималось как забава. Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в виде игр.

Чрезвычайно благоприятно влияет на ребенка продуманная и хорошо организованная система соревнований в виде веселых стартов, с поощрениями призами и повышенным вниманием к успехам.

Главными наставниками здесь должны быть школьный учитель физкультуры и консультант-тренер детской спортивной школы, ответственный за набор и селекцию одаренных детей.

Подростковый возраст обычно начинается с 12-14 лет, с появлением вторичных половых признаков. В этот период активно растут мышцы и кости, ухудшается координация. Следует помнить, что формирующиеся кости менее плотны и подвержены травмам, поэтому тренер должен быть очень внимателен к подопечным.

Окончательное окостенение происходит лишь к 19-21 году. Среди подростков нередко встречаются акселераты, у которых раньше начинается период полового созревания и связанный с ним бурный рост организма. 

Нередко они показывают более высокие результаты в спорте, особенно по сравнению с теми, у кого половое созревание несколько задерживается. Это нельзя принимать за проявление способностей к избранной спортивной деятельности, и часто тренерами допускаются непоправимые ошибки.

Поэтому основным лозунгом занятий физическими упражнениями и спортом должно быть „совершенствование, а не только победа". Умеренная тренировка на выносливость весьма благоприятно влияет на развитие сердечно - сосудистой системы, приводя к адаптационным изменениям, которые невозможно осуществить в более зрелом возрасте.

Начиная с 14 лет, благоприятные возможности предоставляются и для развития силовых способностей. Однако следует считаться с тем, что чрезмерно интенсивная подготовка в данный период требует больших затрат энергии, что может нанести вред развивающимся органам.

Тем не менее, период за 1-1,5 года до начала появления вторичных половых признаков, во время протекания этого процесса и после его окончания (обычно до 15 лет) — один из основных этапов формирования организма будущего лыжника, с углубленным освоением техники, с умеренной тренировкой на скорый эффект.

Поэтому самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом в ДЮСШ следует считать возраст 11-12 лет.


Манжосов В.Н. Принципы подготовки лыжника–гонщика//Теория и практика физической культуры.1992.№1.С.2-4.

Продолжение следует...



Комментарии