Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Некоторые рекомендации и упражнения для работы с детьми 1-2годов обучения (часть2)

Добавил:  Прохоров В. (28 Июня 2011)

Б) Некоторые упражнения на совершенствование чтения кар­ты, проводимые на местности 

B этом смысле полезными являются все упражнения,   в   которых   дети   ходят   или бегают по местности, читая карту. Здесь простор для творчества тренера очень большой. 

Приведу здесь некоторые более или менее оригинальные упражнения, которые для разнообразия тренировочно­го процесса желательно иногда включать в тренировку. 

1. Упражнение: можно сказать, для самых начинающих.

На карте нарисована «нитка» дистанции (без КП) и на местности эта «нитка» промаркирована и на ней висит несколько КП. Ученики в раздельном старте бегут с картой, где нарисована нитка, и пытаются по этой «нитке» опре­делись точки КП. За последним участником бежит помощник тренера и перевешивает КП, чтобы на втором (затем может быть и на третьем) круге были другие точки на этом же самом маркированном круге и ученики вновь отмечают точки КП (можно например ставить крестики с какой-то пометкой). 

2. На местности ставится не очень большая и сложная дистанция. Ученики проходят эту дистанцию не с картой, а с перерисованной ими самими на чистом листе бумаги схемой прохождения дис­танции, т.е. они перерисовывают не всю карту, а только то, что с их точки зрения обеспечит им безошибочное прохождение дистанции. Я считаю, что это очень полезное упражнение, воспитывающее умение видеть главное и отбрасывать второстепенное, и его желательно вклю­чать в тренировки чаще. 

3. На местности ставится «нормаль­ная», довольно сложная дистанция, уче­ники с картой поодиночке или парами идут или трусцой бегут ее изучать. Время ограничено например часом. После того ученики   с   раздельного   старта   бегут   ее на скорость уже по знакомым КП. 

 Это упражнение с одной стороны подразуме­вает «добровольное» и ответственное чте­ние карты на первом этапе, а затем и требует скоростного чтения карты на втором этапе тренировки. Из опыта личной работы я наблюдал, что после введения в практику этого упражнения результаты стали заметно расти. 

4. Самостоятельная постановка КП. Оборудование тренировочной дистанции осуществляют сами ученики, ставя по 1-2 КП вначале в парах, а затем и поодиночке. 

5. Участникам тренировочной дистан­ции выдаются заранее карты с нанесен­ными КП, на которых они намечают и рисуют на карте пути движения от КП до КП. 

При прохождении дистанции они стараются в глобальном масштабе следо­вать выбранным и нарисованным путям движения, но в деталях они могут, и даже желательно, если это даст сокращение времени, отклоняться от выбранного мар­шрута (например делать небольшие подрезки или наоборот заменять «плохие» подрезки на обходы). 

 После прохождения дистанции они по своей карте подправляют выбранные заранее пути к их реальному воплощению и сравнивают между собой, обсуждая, какой вариант движения был лучшим. 

Это упражнение очень похоже на хо­рошо известный бег по нарисованной «нитке», но требует более творческой и осознанной работы. 

6. Ученики делятся на пары, и у каждого имеется карта с некоторой обведенной ограниченной зоной, в которой есть 15-20 точечных объектов для поста­новки    КП.    Первый    ученик    берет    3-5 несколько уменьшенных знаков КП и в произвольно выбранных им точках на карте внутри ограниченной зоны из уста­навливает. Второй ученик не знает, в каких точках установлены КП, но он знает ограниченную зону, в которой они уста­новлены и его задача как можно быстрее их собрать (в прямом смысле этого слова). Затем ученики меняются ролями. У каж­дой пары своя ограниченная зона работы и затем пары меняются рабочими зонами. Удобнее всего, когда рабочие зоны для различных пар расположены секторами, а тренер находится в центре. 

Это упражнение вызывает довольно большой энтузиазм у детей и что в какой-то мере ценно, что даже непра­вильная постановка КП в этом случае не так существенна. 

а) Вариант этого упражнения. Ученики работают не в парах, а разбиваются на две команды и соответственно зона по­становки пропорционально увеличивается.

Ученики самостоятельно внутри команды распределяют территории, кто где ставит по тому же самому принципу: только на точечные ориентиры (тренер может за­ранее на карте отметить точками куда можно ставить). 

Вторая команда так же самосто­ятельно разделяет между членами коман­ды кто в какой зоне будет искать КП. Число КП, которое устанавливает каждый из членов первой команды, не обязательно должно быть одинаковым и поэтому от второй команды требуется, чтобы она посетила все точечные объекты в зоне постановки (лучше всего, если они будут точками отмечены заранее) чтобы быть уверенными, что собраны все КП.

Неко­торый отрицательный момент этого уп­ражнения заключается в том, что если вторая команда приносит не все КП, то бывает трудно установить, где был про­пуск. Как избавиться от этого недостатка тренеры могут подумать сами. 

7.Рисовка карты-схемы местности в масштабе 1:5000. Тренер на чистом листе бумаги рисует границы некоторого куска местности и отмечает на них места развилок или пересечения дорог, чтобы у учеников не было слишком больших деформаций зоны и для сокращения времени.

Лучше всего рисовать сразу несколько таких «заготовок» под копирку. От учеников требуется внутри этих границ самостоятельно нарисовать дорожную сеть и схематично показать наиболее выделя­ющиеся рельефные объекты, правильно расположив их внутри этой зоны. 

8. Задача несколько похожая на пред­ыдущую.

Готовятся точно такие же гра­ницы района, но показывается еще не­сколько входящих с одной стороны гори­зонталей. Задача учеников состоит в том, чтобы «на глаз», изучая местность, опре­делить и нарисовать траектории прохож­дения этих горизонталей через этот ог­раниченный кусок местности и места их выхода из этого куска. 

Все упражнения, направленные на со­вершенствование навыков чтения карты нужно выполнять только на хорошо на­рисованных картах. На устаревших или плохо прорисованных картах нужно про­водить тренировки, направленные на раз­витие других качеств, например отработка азимутного бега, отработка техники бега по местности различной проходимости, отработка скоростного и грубого чтения карты и т.д. 

Журнал «О-вестник  №1.1993                                             Юрий Худеньких 



Комментарии