Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Проблемы тренеров при работе со школьниками начальных классов

Добавил:  В. Прохоров (23 Сентября 2011)

Как правило, начинающие тренеры начинают работать с такими же начинающими вообще сознательную жизнь маленькими людьми, сталкиваясь при этом, как правило, с очень большими проблемами.  

Зачастую значительной сложностью является просто даже удержание набранной группы. Что греха таить — ориентирование у нас в стране не является престижным видом спорта (особенно в нынешнее время) и основной упор тренеры должны делать прежде всего на то, чтобы детям было бы на первых порах просто интересно, а родителям выгодно (укрепление здоровья, занятость ребенка, положительные личные качества тренера и т.д.).    

На мой взгляд, положительными факторами на поднятие интереса к занятию ориентированием являются:

1. Разнообразие методов и типов тренировки;
2. Разнообразие мест занятий;
3. В меру частые выезды в лес;
4. Личные успехи детей на соревнованиях или тренировках;
5. Контакты с детьми других тренерских групп, как на основе конкурен¬ции, так и на базе обычного общения;
6. Проведение мероприятий, не связанных непосредственно с трениров¬ками;
7. Хорошая дисциплина на тренировках;
8. Фактор человеческого общения с тренером-взрослым.
И т.д.

Наиболее существенными проблемами для тренеров, работающих с детьми из начальных классов, являются следующие:
1. Как правило, большая разница в физической подготовке;
2. Неподготовленность некоторых детей к коллективным действиям;
3. Поддержание дисциплины на тренировке;
4. Внутренние конфликты между детьми;
5. Слишком большой контингент занимающихся.

Можно отметить еще массу всевозможных трудностей при работе с детьми начальных классов, но любой грамотный тренер должен иметь некоторый универсальный подход к решению этих проблем, но индивидуальный подход к каждому ребенку.

Является очевидным, что легко работать, когда всем детям интересно, или в более строгой формулировке, чтобы для каждого ребенка на каждой тренировке был какой-то смысл.

Не нужно отождествлять понятия смысла для взрослых и для детей. Смысл для каждого отдельно взятого ребенка может быть очень различным, например: похвала тренера, удовольствие от спортивных игр, удовольствие от решения каких-то задач, поставленных тренером, проведение времени в компании друзей, спортивные результаты, повышение своего статуса в коллективе, компенсация своего невысокого статута в каких-то других видах деятельности (например, в учебе) и т.д.

Практически все дети очень горячо переживают свои победы и поражения. Этот генетически заложенный механизм у них еще на успел атрофироваться в отличие от взрослых и именно он должен служить основным двигателем и стимулом на тренировке.

Дети, как правило, любят выполнять все действия на какой-то результат (время, количество, выигрыш и т.д.). Здесь, правда, есть опасность того, что у наиболее слабо подготовленных пропадет интерес к занятиям, так как они практически не могут приблизиться к результатам лидеров. По-видимому, будет целесообразно, чтобы соревнования или единоборства по возможности были бы организованы внутри более равных по силам подгрупп детей, так как они довольно легко смиряются с недосягаемостью лидеров и начинают также горячо бороться внутри более равной по силам группы детей*.

Тренер всегда должен помнить, что у детей, особенно у мальчиков, существует определенная иерархическая система, место в которой обычно цениться больше, чем какие-либо оценки тренера или учителей. Это особенно касается детей 10-15—летнего возраста.

Сложившаяся иерархическая система в группе зависит, как правило, от очень многих и разнообразных факторов: роста, силы, наличия каких-то престижных вещей, наличия каких-то сильных или влиятельных друзей, спортивных результатов и т.д.

Тренер должен способствовать, чтобы за счет занятий спортом у них появлялась возможность повысить свой статус в своем коллективе, школе, дворе и т.д.

В нашей передовой литературе приводится большое количество упражнений и тренировок, связанных с повышением уровня технической подготовки спортсменов, но они, как правило, мало пригодны для работы с детьми, начинающими заниматься ориентированием в возрасте 8—11 лет.

Привыкание к умственной работе при наличии физической нагрузки видимо не должно начинаться со спортивных карт, предназначенных для мастеров, а специальными картами для детей мы не очень избалованы.

Ниже приводится ряд упражнений или методов тренировок для втягивания детей, начинающих заниматься ориентированием, в специфическую умственную нагрузку при беге. Все эти упражнения хорошо работают на практике и вызывают большой интерес у детей. Они могут также использоваться для разнообразия тренировок и для более подготовленного контингента.

*Это справедливо все-таки не для всех детей (авт.)

  Журнал «О-вестник №3-4.1992                                                                                      Юрий Худеньких                

  Примечание: Упражнения опубликованы на нашем сайте в разделе
«Уроки мастерства»

Комментарии