Опрос
Поиск по сайту

Подписка на новости

Введите ваш e-mail:




Учебное пособие
Заметили ошибку?
Выделите её мышкой и нажмите

Определение (измерение) расстояний на местности и карте - один из основных базовых навыков в ориентировании

Автор:  В.Прохоров (16 Ноября 2011)

Учебное занятие №___
(организационно-методические указания)

Тема: «Масштаб»

Группа подготовки: НП 1г.о. и 2 г.о.

Задачи:
• приобретение знаний о масштабе (понятие масштаба);

• научиться правильно читать масштаб карты.

Снаряжение и оборудование:


• рабочие тетради, образцы спортивных карт, карты-шаблоны учебного стола, класса, линейки, карандаши.


Место проведения: аудитория

Содержание УТЗ (основная часть):

Определение:

Масштаб – числовая характеристика карты, которая показывает степень уменьшения линий на карте или плане (участки дорог, троп, ручьев, стороны построек, ограды, расстояния между объектами и т.д.), относительно соответствующих им линий на местности (участки дорог, троп, ручьев, стороны построек, ограды, расстояния между объектами и т.д.).

Масштаб показывает во сколько раз линии на карте или плане (участки дорог, троп, ручьев, стороны построек, ограды, расстояния между объектами и т.д.) меньше соответствующих им линий на местности (участки дорог, троп, ручьев, стороны построек, ограды, расстояния между объектами и т.д.).


1. Масштабы бывают численный и линейный. В спортивном ориентировании применяется численный масштаб.

Численный масштаб выражается дробью, у которой числитель всегда - 1 (единица), а знаменатель есть число, показывающее во сколько раз все линии и расстояния на карте меньше соответствующих им линий и расстояний на местности.

Пример:
Рисунок_пример.jpg  
Масштаб необходимо всегда указывать на карте (рис 1).

Образец масштаба_карта.jpg                                Образец масштаба_карта_2.jpg

Рис.1

Практическое задание:

a) Учащимся выдаются наглядные планы (карты-шаблоны) учебного стола и учебного класса (рис.2). Дети не должны испытывать трудностей в чтении плана и быстро определить, что и где находится. При затруднении необходимо показать соответствующие линии на картах-шаблонах и на учебном столе, в классе;
Учебный стол.jpg                              Рисунок_класс.jpg

Рис.2


b) План учебного стола в различных масштабах;

Примечание: необходимо, чтобы шаблоны «укладывались» целое число раз.

c) «Приложить», посчитать количество «откладываний» и записать масштаб для двух различных карт-шаблонов стола;

Примечание: желательно изготовить карты-шаблоны учебного стола в нескольких масштабах.

d) Определить масштабы карт-шаблонов учебного класса, записать и сообщить тренеру;

e) Тренер по карточке контрольных ответов проверяет правильность выполнения задания (в случае ошибки задание повторяется).


2. Как читается масштаб? Масштаб читается так: например 1:10 000 –
” одному сантиметру на карте соответствует 10000 сантиметров на местности “ или “ одному миллиметру на карте соответствует 10000 миллиметров на местности”.

Как правило, для удобства, сантиметры в правой части переводят в метры
(10000 см = 10000 м = 100 м) или миллиметры в метры (10000 мм = 10000 м = 10 м).

Тогда выражение 1:7500 будет читаться так: «одному сантиметру на карте соответствует 75 метров на местности» или « одному миллиметру на карте соответствует 7,5 метров на местности».

Практическое задание:

a) Как будет читаться масштаб в сантиметрах / метрах?

1: 5 000;
1: 7 500;
1: 10 000;
1: 2 500;

b) Как будет читаться масштаб в миллиметрах / метрах?

1: 5 000;
1: 7 500;
1: 10 000;
1: 2 500;

Продолжение учебного занятия по теме "Масштаб" в следующем уроке

Комментарии