Развитие и совершенствование умения читать карту и сопоставлять ее с местностью.
Автор:
В.Прохоров (13 Апреля 2013)
Учебно-тренировочное занятие (УТЗ) №___
(организационно-методические указания)
Группа подготовки: НП 1 г.о.
Задачи:
• повторить и закрепить изученные условные знаки;
• изучить новые условные знаки и их «образы» на местности;
• совершенствовать умение ориентировать карту по окружающим ориентирам;
• развитие чувства «пространства».
Снаряжение и оборудование:
• карты тренировочного полигона (парка) 13-15 шт.,13-15 планшеток из картона (формат A5), 13-15 карт или планов микрорайона (до формата А5), карандаши, скотч;
• на планшетки крепим (скотчем ) карты или планы микрорайона.
Для первой части УТЗ используется карта учебно-тренировочного полигона (ближайший парк) (рис.1).
Рис.1
Для второй части УТЗ используется план или карта микрорайона спортивной школы (рис.2).
1. Для выполнения первой части тренировки спортсменам выдается карта полигона и объясняется порядок действий:
• тренер задает маршрут движения и точку КП (ориентир на карте);
• каждый спортсмен самостоятельно или в небольшой группе решает задачу передвижения в точку КП;
• передвигаться можно быстрым шагом или равномерно легким бегом;
• на точке тренер задает спортсменам видимые ориентиры на местности и ставит задачу определить и показать их в карте;
• тренер в карте задает спортсменам ориентиры и ставит задачу определить и показать их на местности (обратная задача);
• тренер контролирует правильность ответов;
• тренер постоянно контролирует ориентацию карты (по линейным ориентирам, по взаимному расположению нескольких объектов).
Общая схема упражнения показана на рис.3. Пример фрагмента точки КП и выполнение заданий на нем изображено на рис.4
Рис.3
Рис.4
Пример выполнения действий в точке КП 2 (рис.4):
1. ориентирование карты по дороге (штрих-пунктирная стрелка);
2. показать в карте угол здания, указанный на местности;
3. показать в карте строение, указанное на местности;
4. показать на местности строение (будку), указанную в карте;
5. показать на местности угол строения, указанный в карте;
6. показать в карте нишу в каменном заборе, указанную на местности и показать знак «пруд, маленькое озеро» на местности и в карте.
2. Для второй части тренировки спортсменам выдается план или карта микрорайона (упрощенный вариант), карандаш и объясняется порядок выполнения упражнения:
• тренер определяет объекты на местности, которые спортсмены должны обозначить или внести в свою «карту» соответствующим знаком;
• спортсмены определяют место своего стояния относительно окружающих объектов и обозначают его в своей «карте»;
• тренер следит за правильностью выполнения заданий;
• тренер постоянно контролирует ориентацию карты (по линейным ориентирам или по взаимному расположению нескольких объектов).
Пример выполнения упражнения (последовательность действий) на рис.5:
Рис.5
Образец выполнения упражнения учащимся на рис.6
• обратить особое и постоянное внимание на ориентирование карты при каждой остановке;
План - конспект данного урока в PDF - формате можно скачать и использовать в работе. Успехов !
Команда www.sport-lessons.ru